Ах, Одесса, жемчужина у моря,
Ты, Одесса, узнала много горя,
Ах, Одесса, тут был когда-то рай.
А легла с фашистом — с ним и помирай.
Сокращение числа сельских учителей приводит к тому, что качество образования на селе снижается. Результаты итоговой государственной аттестации выпускников 9-х и 11-х классов показывают, что учащиеся сельских школ показывают более низкие результаты, чем их сверстники из городских школ. Последствия этого бывают печальными. Так, в Перми закрыли одну из школ из-за низкого балла ЕГЭ, хотя на тот момент там обучалось 109 детей. Родители узнали о закрытии за 10 дней до 1 сентября…
Отстают сельские школы и по уровню цифровизации. В 2020 году, когда образовательные учреждения закрывались на самоизоляцию из-за коронавируса, сельские школы фактически встали, в то время как их сверстники из городов продолжали образовательный процесс в дистанционном формате.
Урок в малокомплектной сельской школе
Фото: 1MI
«Убывание и вымирание деревень началось еще в 90-е годы одновременно с сокращением и укрупнением сельских школ, — рассказывает председатель Наблюдательного совета Института демографии Юрий Крупнов. — Сеть сельских поселений сокращалась, школы соответственно закрывались. Сейчас мы пожинаем плоды этого. Я знаю, что в некоторых деревнях зазывают мигрантов, чтобы за счет их детей пополнялись школы. Если не хватает учителей — детей переводят на онлайн-обучение, которое намного хуже обычного. В Нечерноземье происходит опустынивание — вслед за закрытием школ люди уезжают. На сегодня по сути не решается вопрос с малокмплектными школами, которых на селе большинство. Нет и генерального плана расселения. Вот так и вымирает Россия».
Вместо школы — церковь
Депутат Госдумы Олег Смолин в своем блоге разместил данные Росстата и РПЦ. Согласно этой статистике, в России по сути происходит замещение школ церковными учреждениями. Например, по состоянию на прошлый год, церквей в России было 41,9 тыс., а школ — всего 39,9 тыс.
Согласно приведенным Смолиным данным, тенденция наблюдается на протяжении почти трех десятилетий: с 2000 года в результате «оптимизации» количество школ в России сократилось с 68 тысяч до 40 тысяч в 2022 году. В то же время количество церквей, наоборот, выросло — с 21 до 42 тысяч. Также было закрыто 54 000 детсадов.
Государство сегодня, судя по статистике, отдает предпочтение церковным учреждениям. Бывший вице-мэр Москвы по градостроительству и депутат Госдумы Ресин с 2011 года занимался массовой постройкой храмов в столице, на эту программу потратили более 35 млрд рублей. В 2017 году проект раскритиковал патриарх Кирилл. Он заявил, что двухсот храмов столице мало, они должны быть просторнее и главное, их должно быть еще больше.
«Если так пойдет дальше — мы придем к системе церковно-приходских школ, которые были в России в начале 20 века. То есть наше образование вернется на век назад. Все это будет иметь очень опосредованное отношение к образованию. Такие школы будут нести, пожалуй, единственную функцию — экономии на образовании всеми возможными способами», — считает учитель истории из села Таремское Нижегородской области Дмитрий Казаков.
«Приходится придумывать, как преподавать новый предмет под названием „ОДНКНР“ и новый вариант ОБЖ, программ для которых нет. В историю, литературу и другие предметы в срочном порядке были внесены изменения. Никто не отменял ВПР. Растет число школ, которые должны участвовать в PISA. Число воспитательных мероприятий занимает нередко до трети учебного времени, как можно успеть при этом освоить образовательную программу? И это при том, что у учителя 2 ставки и даже больше, чтобы хоть как-то свести концы с концами», — рассказывает учитель истории из села Таремское Нижегородской области Александр Казаков.
В среднем сегодня в сельских школах обучается в четыре с лишим раза меньше детей, чем в школах городских: 166 учеников против 500-700. Различие в материально-технической базе у сельских и городских школ колоссальное.
Большинство зданий — деревянные, неблагоустроенные. Более 15% сельских школ не оборудованы теплыми туалетами.Такие школы есть и в горных районах Кавказа, и на Дальнем Востоке, и в центрально-европейскихрегионах.
Урок в сельской школе
Фото: Дзен
«Сокращение сельских школ недопустимо, они архиважны, — считает заслуженный учитель РФ, директор школы №109 Москвы Евгений Ямбург. — Это своего рода культурные центры на селе. Иногда — градообразующий фактор. Если школа закрывается — люди уезжают. Школа в населенном пункте — это демографический и политический фактор. Известны случаи, когда детей отдавали в интернаты, только чтобы они были поближе к хорошей школе. Ради образования детей родители готовы на многое».
— «В начале 90-х происходило укрупнение школ, в итоге родители вместе с детьми мигрировали туда, где была школа. В 90-х годах я был на одном семинаре в Финляндии, и когда там узнали про нашу программу оптимизации и укрупнения школ, воскликнули: „Что вы творите?“. Дело в том, что в Финляндии были аналогичные процессы, и когда дети уезжали, а население алкоголизировалось: пропал сдерживающий фактор. Сельские школы может возродить программа „земский учитель“, когда выезжающему на село педагогу выплачивают миллион. Также надо с умом подходить к подушевому финансированию, чтобы оно не уничтожало наше образование», — резюмировал Евгений Ямбург.
Как сообщил «НИ» сопредседатель межрегионального профсоюза педагогических работников, преподаватель права Всеволод Луховицкий, президент дал поручение СПЧ разработать меры по улучшению финансирования школ и оплате учителей. Однако, на реализацию этого уйдет время, а пока есть опасение, что сельские школы будут продолжать закрываться…
Фото: Накануне.RU
«Привыкание к мысли, что это нормально и даже полезно, должно идти постепенно. И когда люди почувствуют эффект от этой мухи на бытовом уровне, заметят, что стали реже болеть, они намного спокойнее будут воспринимать насекомых в составе лекарств и продуктов питания», — убежден руководитель организации.
«Очень важная вещь, ведь когда привлекают трудовых мигрантов, всегда говорят о необходимости делать это в связи с нехваткой рабочих рук. Наши предприниматели должны понимать, что ситуация для них с точки зрения наличия рабочих рук не изменится к лучшему в ближайшие годы. Они столкнутся с дефицитом рабочей силы», – заявил глава государства в мартовском интервью журналисту Дмитрию Киселёву.
«У нас выбора большого нет – или надо завозить рабочую силу из-за границы, или повышать производительность труда», – справедливо отметил президент.
«В ближайшие годы Россия будет испытывать объективный дефицит кадров и квалификаций и его, безусловно, нельзя покрыть механически, за счёт трудовой миграции, ввоза низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Это проблему не решит. Нам нужны другие подходы», – сказал Президент.