По этому поводу меня тут попросили прокомментировать следующую озабоченность: «безработица в России на февраль текущего года составила 2,8% от трудоспособного населения в России... Тем не менее, некоторые экономические эксперты считают, что для нормального развития страны безработица не должна быть меньше 5% трудоспособного населения, а если показатель ниже, то это свидетельствует о перегреве экономики и о дефиците рабочих рук.»

Безработица ниже так наз. естественного уровня предполагает занятость тех ресурсов, использование которых экономически нецелесообразно. Напр., это может принимать форму сверхурочной работы или во время выходных, отказ от отпусков, занятость студентов и молодых мам и под.

Такая сверхвысокая занятость случается с экономикой в фазе бума, за которым рано или поздно следует спад. Иными словами, это составной элемент делового цикла.

Последние семьдесят лет правительства западных стран эти циклы сглаживали, т.е. не только во время спадов/депрессий стимулировали, но и охлаждали во время подъемов. Исходили из того, что выше поднялся — больнее падать. Перегретая экономика — это экономика закредитованная, где всем всем должны и многие бизнесы держатся на плаву только благодаря постоянной внешней финансовой подпитке — заемные средства, дробление бизнеса и проч. Кризис в такой экономике — лишь вопрос времени, и для смягчения кризиса эти процессы имеет смысл притормозить.

Этот небольшой ликбез по деловым циклам я здесь привел лишь для того, чтобы оттенить специфику нашей нынешней низкой безработицы. Она никакого отношения не имеет к циклу, и возникла по всем известным чрезвычайным военным причинам. Из-за войны спрос на рабочую силу вырос, а ее численность осталась прежней. При этом, мы живем при высокой ключевой ставке, т.е. в условиях неблагоприятствующих расширению бизнеса в долг.

Резюмирую: наша высокая занятость имеет другую природу, нежели та, которой пугают некоторые, ссылаясь на западные экономики, хотя, если бы и была та, в этом тоже не было бы ничего страшного.

Мой Телеграм-канал

Тогда получается что-то типа вот такой песни Ego Eimi.

Здесь образовалось сочетание культур, которого я пока больше ни у кого не видел: святые отца + тяжелая музыка.

Та христианская музыка, которую сегодня можно найти, рок-наследие либо с негодованием отвергает, либо, если и принимает, звучит зачастую легковесно и попсово.

Между тем, рок-культура имеет давние традиции, восходящие к одноименной композиции Black Sabbath. Традиции, получившие развитие в готик-роке, а позднее в дум-метал и последующих вариациях «обреченного стиля». Все это давно отдали на откуп разнообразным духовно-несознательным элементам. А ведь именно здесь – в музыке Anathema, My Dying Bride, Monumentum, Moonspell, Orphanage – выражены те вопрошания, которые разрешаются лишь во Христе.

«Если по утрам очень скучно, то по вечерам очень страшно» – что это и почему? Этими вопросами смутно задаешься. Особенно в молодости, в том числе, во внешне благополучной христианской среде.

А дело в том, что без Голгофы нет и Воскресения. И это так не только для Богочеловека, но и для человека самого обыкновенного. Об этом «Закон и пророки» и святые отцы, включая Лествичника, которого мы только что праздновали.

Хуан де ла Крус определил для христианина время, обозначенное как «темная ночь души», а в житиях наших святых – прп. Антония Великого, Серафима Саровского, Силуана Афонского – это время наглядно проиллюстрировано.

Войти «во мрак, где Бог» – и в смысле непознаваемости, и в смысле, что надо и потерпеть. Но это окупается. Необязательно внешне, скорее, как у Раскольникова или Мити Карамазова.

Ровно четверть века назад я сочинил эту песню, когда, находясь по учебе в Голландии, проводил лучший свой Великий пост. Русская церковь в Роттердаме, чтение святых отцов и тяжелая музыка. Пребываешь вроде бы в угрюмых смыслах, а на душе светло, по-великопостному.

Только на двух гитарах. 12-струнная гитара — это естественный хорус, а я решил его усилить, добавив еще одну гитару, так что композиция зазвучала, как бой старых часов.

В канун которого подоспел новый ролик на музыку Ego Eimi. Здесь своеобразно Запад встречается с Востоком. Первый — как гитарный «космический психодел», который я усвоил еще в детстве благодаря Pink Floyd и их продолжателям. Второй — в образах византийского мозаичного искусства, которые воистину являются окном в иной мир — светлый, радостный, благодатный.

«Пушки вместо масла» — так в учебниках экономики повелось изображать дихотомию между мирным и военным производством. Так обычно иллюстрируют мысль об ограниченности ресурсов (труда, капитала и сырья), так что, выпустив больше пушек и, соответственно, затратив на них редкие ресурсы, мы произвели меньше масла.

Но из этого совершенно справедливого рассуждения зачастую — и в наше время особенно — делают другое, уже более чем спорное, заключение. Что, мол, экономический рост, который идет рука об руку с военным производством — это и не рост вовсе, поскольку собственно мирной продукции — той, что можно принести в дом, съесть, надеть, — больше при этом не появляется. При этом неявно предполагается, что при расчете ВВП нужно учитывать лишь то, непосредственно потребляется.

Вот мои соображения на этот счет:

1. В этом рассуждении содержится распространенная ныне заявка на то, что обыватель лучше разбирается в предмете, чем специалист. Практика расчета ВВП — это результат длительной научной работы профильных специалистов, и эта работа продолжается. И если ВВП по-прежнему используется как показатель благосостояния, а при его расчете учитывается военная продукция, значит у них для этого имеются основания (и при этом, мысль о том, что пушку нельзя съесть, им тоже приходила в голову);

2. Теперь по существу. При расчете ВВП учитывается вся продукция, произведенная и, что гораздо важнее, проданная в условиях рыночного ценообразования, за отчетный период. Т.е. было произведено и продано столько-то масла и было произведено и продано столько-то пушек. Факт продажи товара говорит о том, что он востребован обществом;

3. Тут, разумеется, сразу же скажут, мол, если купило государство, то это не считается. Но, во-первых, государство — это часть общества, которое его так или иначе создает и поддерживает. Государственные расходы на правопорядок, медицину, дороги, образование или ту же оборону суть тот же самый спрос со стороны общества. Во-вторых, если из ВВП исключать закупаемые государством товары и услуги, то выкинуть придется не только военную продукцию, но и уже упомянутые дороги или медицину;

4. Но ведь дорогами мы пользуемся, а пушками — нет. Вообще-то, и пушками пользуемся, но опосредовано. Одни блага идут непосредственно к нам в дом, а другие являются для этого необходимой предпосылкой. Металлургический комбинат сам по себе не представляет потребительской ценности, но без него не будет стального проката, а без последнего нужных нам изделий из металла. То же самое и с военной продукцией. Без нее не будет смысла и в мирном производстве, т.к. в этом случае произведешь ты, а есть будет другой;

5. Вообще, если мы начнем исключать из расчета ВВП все, что, как будто, не повышает благосостояние, будет трудно остановиться, так что мы закончим на том, что производим крайне мало полезного. В США, напр., имеется огромный сектор юридических услуг, отражающий характер этой страны как непрекращающегося суда всех против всех. Или чрезвычайно зарегулированная система здравоохранения, вес которой при расчете ВВП в разы превышает объем ее услуг в ценах других стран (даже по ППС). Актер или футболист получает десятки миллионов — это тоже входит в ВВП, и кто-то тоже скажет, что никакой ценности для потребителя все это не представляет. Короче, общество состоит из грешных, ошибающихся людей, делающих много ненужного или даже вредного. Но это не значит, что их работу не нужно считать за работу.

Резюмирую: ВВП включает все блага, которые общество сочло нужным произвести за период, и военная продукция в этом смысле ничем не хуже, чем спортивные шоу, работа чиновников или услуги салонов красоты.

Мой Телеграм-канал

Джанго Рейнхардт, сам того не подозревая ее придумал, сто лет назад. Это игра на железных струнах медиатором, так что получается громко и забойно, даже если это чистый естественный звук железа и дерева. И, что примечательно, в те давние времена Джанго предвосхитил виртуозную игру на гитаре, которая пришла в рок-музыку только в 1980-е гг. (даже не 70-е).

Здесь мы переигрываем его знаменитый "Минорный блюз", делая это, как обычно, по-своему — с использованием аккомпанемента на 12-струнке и электро-контрабасе. Ну, и еще немного прибавили скорости.

В предыдущем посте я говорил о том, что высокая ставка — это в условиях полной занятости правильно. В комментариях же резонно спрашивают: что же нам тогда и дальше вести СВО в режиме позиционной войны? Ведь хотелось бы ускорения и, значит, наращивания военного производства. Как же быть с этими пожеланиями наиболее воинственной части наших патриотов?

Еще раз отмечу, что ничто в жизни не бывает бесплатным. Любое дело требует ресурсов: хочешь направить больше ресурсов на войну — останется меньше на мирную жизнь. Но есть и простая рациональность, которая говорит, что одни и те же ресурсы можно расходовать с разной отдачей.

Что же даст понижение ставки в плане дальнейшего ведения СВО?

Это мера, правда, может вызвать рост производства, в том числе и оборонного, за счет действия монетаристского механизма «краткосрочной ненейтральности денег». Как следует из его названия, увеличение количества денег в экономике может на короткое время вызвать рост выпуска.

Механизм схематично выглядит так: дополнительные деньги в экономике — дополнительный спрос — рост цен на конечную продукцию (но не на факторы производства — труд и прочие ресурсы) — увеличение прибыли — рост выпуска. Однако, дальше зарплата и прочие цены на факторы производства подтягиваются, прибыль возвращается к своему предыдущему уровню, а вместе с ним и само производство, в то время как все цены фиксируются на новом уровне.

Таким образом, гипотетическое одномоментное увеличение денежной массы вызовет повышение общего уровня цен (в качестве постоянного результата) и кратковременное увеличение производства.

Причем, и такое увеличение — сравнительно с тем, что экономика производила в предыдущем равновесии — должно быть кем-то оплачено. Оплачено же это будет поставщиками ресурсов для экономики, т.е. прежде всего наемными работниками. Ведь дополнительное производство будет обеспечено временным повышением прибыли из-за временного же сокращения реальной зарплаты (и прочих цен на ресурсы).

Иными словами, призывы снизить ставку ради увеличения производства есть ни что иное как предложение пролетариату скинуться и дать денег капиталистам, чтобы у них возник стимул производить больше.

Возникает вопрос: что дадут эти деньги в условиях полной занятости? Ведь в экономике уже нет свободных ресурсов.

Ну, полная занятость предполагает, что заняты все ресурсы, которые хотят быть занятыми. Напр., сейчас у нас восьмичасовой рабочий день, а когда-то был вдвое больше. Соответственно, полная занятость человека в наше время проходила бы как работа «на полставки» в прежние недобрые времена. И зависит это от уровня жизни.

Так вот, рост уровня цен при сохранении прежних зарплат заставит кого-то работать сверхурочно, а кого-то из неработающих выйти на работу. Т.е. занятость увеличится, но эта повышенная занятость будет лишь обеспечивать работникам поддержание уже имевшегося уровня жизни.

Теперь возьмем более общую ситуацию, когда поток дополнительных денег в экономику идет непрерывно. В этом случае экономика более длительное время будет находиться в искусственном тонусе за счет постоянного перераспределения доходов от наемного труда в пользу владельцев бизнеса. Но и это более длительное время не будет длиться вечно в силу эффекта инфляционных ожиданий. При постоянном росте цен все к этому привыкают и это закладывается в трудовые и прочие контракты, так что в конечном счете поток денег в экономику будет создавать лишь рост цен без всяких побочных производственных эффектов.

Резюмирую насчет ставки:

  1. Ее снижение перераспределит доход от наемного труда к владельцам бизнеса, повысив общую прибыль;
  2. Это может вызывать лишь временный производственный эффект;
  3. Причем, не только временный, но и умеренный, ибо капиталисты дополнительные доходы будут тратить не только на расширение бизнеса, но и на личное потребление;
  4. Сам производственный положительный эффект будет размазан по всей экономике, и собственно оборонному производству достанется лишь малая часть.

Ну, и можно отметить еще один интересный парадокс: эту меру склонны поддерживать левые силы. Впрочем, если вспомнить, что советский экономический рост происходил именно за счет огромной нормы прибыли и, соответственно, мизерного потребления простого населения, все встает на свои места.

Мой Телеграм-канал

Наш ЦБ продолжает держать ставку на уровне выше инфляции под непрекращающийся аккомпанемент обвинений в «работе на врага».

В основе этих обвинений лежит нехитрая мысль о том, что предприятиям, в том числе оборонным, нужен доступный кредит для продолжения/расширения производства. И, если ЦБ, сохраняя высокую ставку, им этого не дает, значит, он ставит палки в колеса нашему экономическому росту.

Ну, а дальше уже следуют конспирологические версии, мол, в ЦБ сидят агенты Запада.

Между тем, в своем пресс-релизе ЦБ дал простое объяснение своей политике, согласное с ее современным научным обоснованием:

... внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг. В то же время растущая склонность населения к сбережению, замедление роста потребительской активности, охлаждение спроса на импорт начинают создавать условия для возвращения экономики к сбалансированному росту. Этот процесс займет продолжительное время.

Если спрос есть, но удовлетворить его нельзя, то единственной реакцией рынка на это может быть лишь повышение цены. Что будет, если всем вдруг понадобится жилье на Невском проспекте, где нового жилья по объективным причинам появиться не может? Только его удорожание.

Так же и в масштабах всей экономики. Если все ресурсы заняты — все при деле и производственные мощности загружены, — то в ответ на увеличение спроса не будет увеличения выпуска, ибо уже нечем. На дополнительный спрос последует лишь рост цен, т.е. ускорение инфляции.

Чтобы поставить эту мысль в правильный контекст, напомню кейнсианскую классику об L-образной кривой «деньги-цены»: с помощью дополнительной денежной массы увеличить занятость можно только в условиях неполной занятости. У нас же нынче, как об этом говорят все статданные, занятость полная и даже более чем полная.

Почему же тогда у нас так топят за понижение ставки? Здесь, конечно, играют роль экономическое невежество и инфантилизм, особенно характерные для тех, кто остается под действием дурмана марксистских и прочих мракобесных левых идей, вложенных им в голову в советской школе. Но важнее интересы определенных, не самых ответственных, слоев бизнеса — сильно закредитованных и желающих теперь переложить свои долги на все общество.

Так что борцы с буржуями, топящие за низкую ставку, подыгрывают как раз этим самым буржуям — точнее, худшим из них.

Вообще, судить надо по плодам. Если бы жесткая денежно-кредитная политика была таким тормозом для нашей экономики, она бы не показала в прошлом году такие блестящие результаты в беспрецедентных санкционных условиях. Опять же, поучительно сравнить наши результаты с европейскими, где ставка традиционно ниже инфляции, а роста нет.

Вспомним и начало СВО, когда из-за санкций, в возможность которых до последнего никто не верил, типа отключения свифт, на валютном и фондовом рынке началась настоящая паника. Если бы не жесткие действия ЦБ, это могло бы очень плохо закончиться. Между тем, именно на экономическом фронте мы показали себя лучше, чем кто-либо мог ожидать.

Резюмирую: высокая ставка в условиях полной занятости и/или высокой инфляции — элемент трезвой политики, который некогда был характерен для Запада, сделав его великим, и который нынче помогает побеждать нам.

Мой Телеграм-канал

К очередному большому христианскому празднику — новое видео с музыкой Ego Eimi. И нет, речь не о дне святого Валентина, а о наступающем празднике Сретения Господня!

Инфляция по итогам прошлого года оказалась выше прогнозов. Обсуждаем ее военные аспекты и связанную с ними непрогнозируемость.

"Midwinter spring" – это выражение в тексте Т. Элиота в свое время мне бросилось в глаза, ибо и наша петербургская зима обычно такая. В том числе и сейчас.

А вот и его музыкальное оформление в нашем последнем ролике.

Приводится цифра в 1.4 млн. человек. Эта неправдоподобно мало, если отталкиваться от альтернативных и вполне светских источников.

Если разделить эту цифру на общее количество храмов и монастырей в России, получится, что на службу в Рождество в среднем приходит 61 человек.

У всех, конечно, свой опыт. По моим личным наблюдениям, это просто капля в море от того, сколько я вижу людей на Рождество в самых разных храмах, где я бывал. В этом году я был на ночной службе и заходил еще днем. Ночью в храм было не войти — как протиснуться в вагон метро в час пик.

При этом, «посетившие церковь» — это ведь для МВД не только причастники, но и все просто заглянувшие поставить свечку, кто зашел немного постоять или даже погулять в церковном дворе, т.к. внутрь не протиснуться. Это еще и пришедшие на утреннюю службу, а также и зашедшие во время или уже после службы. В тех, весьма умеренного размера, приходских храмах, где я бывал, это количество можно оценить в несколько сотен, если не тысяч.

Но теперь у нас есть и качественные данные опросов о посещаемости церкви, которые я уже здесь приводил. Выдержка из того поста:

Варианты ответа: 1. «Никогда не посещаю» 2. «Реже, чем раз в год» 3. «Раз в год» 4. «Несколько раз в год» 5. «Раз в месяц» 6. «2-3 раза в месяц» 7. «Раз в неделю или чаще».

Вот как распределились ответы в репрезентативной выборке для 2022 г.: 22,32%; 18,96%; 16,41%; 35,01%; 3,79%; 2,12%; 1,4%.

Исходя из этих данных можно приблизительно оценить количество пришедших в церковь на Рождество, если для этих семи групп предположить процент тех, кто придет на один из главных праздников. Я предположил следующие значения: 0; 0,1; 0,2; 0,5; 0,9; 0,95; и 0,99. Иными словами, мое предположение, что из первой группы не пришел никто, из второй — 20%, из третьей — 50% и т.д.

Дальше еще умножим это на долю православных, которые, согласно тем же данным, составляют 82,7%.

Тогда исходя из численности населения России в 146,447424 млн. выходит, что в церкви на Рождество должно было быть 35,720779 млн. человек.

В среднем на один храм получается 1563 человек. По моим наблюдениям, если взять всех, кто пришел и зашел ночью и утром, цифра выглядит реалистичной.

Интересно, откуда берутся «данные МВД». У одного из знакомых мне храмов я по большим праздникам вижу полицию — это, по виду, школьницы, одетые в полицейскую форму, прогуливающиеся у церковной ограды. Может, они считают. Но у других храмов МВД и в такой ипостаси не появляется.

Может быть, настоятели храмов сами сообщают в МВД какие-то цифры, но у них могут быть свои оценки, напр., только причастники с ночной службы. И весьма возможно, что эти данные поступают далеко не от всех.

А главное другое. У МВД ну вот совсем нет никакой мотивация собирать эти данные, и они легко там могут браться с потолка. А вот почему данные с потолка оказываются заниженными — это отдельный вопрос. Может, советское наследие до сих пор дает о себе знать.

Мой Телеграм-канал

Так вышло, что наш трек, который удачно сочетается с открывающими сценами из «Страстей Христовых», оказался ровесником этого знаменитого фильма.

И вот эти ровесники повстречались: тяжелые гитары, атмосферный синтезаторный фон и картины надвигающихся Страстей — все это вполне передает настроение первых часов Великой Пятницы.

Этот вопрос ныне активно обсуждают, хотя не пройдет и месяца, как об этом забудут. Прецедентов предостаточно.

И вроде бы ясно, что нужно для счастья — успех, достаток, уважение окружающих, здоровье, интересная работа, семья, дети, и так чтобы все это по-настоящему радовало. А как быть тем, у кого чего-то из этого списка нет? А если ничего из этого списка в жизни не обретается? И не предвидится? И ведь таким вопросом могут задаться 99.99% населения планеты. Отметим, наконец, что оставшиеся 0.01%, у кого все это есть, обычно тоже несчастны, а о ком-то из них временами поступают новости типа «не может справиться с зависимостью», «кончил самоубийством» и под.

Однажды секретом счастья со мной поделилась одна давняя знакомая. У нее как раз, в силу разных жизненных обстоятельств, нет ничего из вышеприведенного списка, но она счастлива. Это читается во всех ее движениях и написано у нее на лице. Не какой-то буйный восторг, а тихая радость — человеку хорошо жить на этом свете. Потому что обрела Христа. Богослужение, чтение, молитва или воспоминание о Нем — и она счастлива.

Как мне это знакомо! Еще в юности я обнаружил этот рецепт. Вот Евангелие, вот церковь — открывай, читай, заходи, смотри, слушай — и все. И все вокруг окрашивается в яркие краски, как во время влюбленности. Только гораздо лучше, ибо глубже, полнее, долговременнее.

«Христос рождается прежде падший восставити образ» — остается только к этому торжеству присоединиться. И все будет!

С Рождеством Христовым!!!

Мой Телеграм-канал

Небольшой и ставший традиционным Дас Обзоре (как говорит) один мой друг:

  1. Уходящий год продемонстрировал, что мы живем теперь своего рода двухлетками — новый для всех кипиш в одном году и привыкание/устаканивание в следующем. Главным событием российского и даже международного масштаба стал украинский контрнаступ, окончательно похоронивший надежды Запада (в том числе находящегося и здесь) на наше поражение. В прошлом году его постигло жестокое разочарование на экономическом фронте, а в этом году нечто похожее случилось уже и на том фронте, где льется кровь. Теперь уже всем понятно, что Россия, если с ней не провернуть чего-то вроде 1917, выстоит. И не только выстоит, но и пойдет в году, что и должна была сделать сто лет назад;
  2. Нечто «вроде 1917» у нас и произошло, и ситуация складывалась крайне опасная. Когда Пригожин совершал свой марш на Москву, никто точно не знал, чем это закончится. Но тогда Бог помиловал Россию — свершилось чудо, и мятеж прекратился сам собой. (Как это отличается от февраля 1917, когда куда менее опасный изначально мятеж необстрелянных новобранцев привел к катастрофе — тоже было чудо, но со знаком минус.);
  3. Как известно из официальной статистики, наша экономика после небольшой просадки перешла к уверенному росту. Впрочем, следует быть реалистами относительно природы и перспектив этого роста. Как и следующий год после коронавирусного года, этот год мы жили в режиме восстановления, а вот последующий рост под большим вопросом. Ведь последнее десятилетие мы, по сути, не росли. Трудно, поэтому, надеяться, что теперь в режиме куда более жестких санкций и после потери крупнейшего рынка для своего экспорта мы возобновим полноценный рост. Кроме того, и структура ВВП нынче слегка иная. В нем теперь выше доля товаров военного назначения. В таких случаях некоторые говорят, мол, эти товары вообще бесполезны для потребителя, и их можно не считать за наш заработок. Но с этим тоже можно поспорить. Наш «потребитель» получает удовольствие не только от полного холодильника, но и от хороших новостей с фронта. И потом, если на фронте все будет плохо, то, в конечном счете, и в холодильнике тоже;
  4. Из личных достижений в этом году я продолжил строить дом, и, в отличие от прошлого года, мне повезло со строителями. Познакомился случайно с парнем на стройбазе и как-то мгновенно заговорили за жизнь  с ощущением, как будто я его всю жизнь знаю. В итоге, он с братом доделал у меня все, что я хотел, и мы теперь друзья;
  5. В уходящем году я продолжил наполнять свой музыкальный ютуб-канал, и под Новый год получил неожиданный подарок в виде наплыва новых слушателей. Основным спросом там по-прежнему пользуется наша версия 'Lazy' Deep Purple, но теперь и другие ролики, включая загруженный позавчера ролик с русскоязычной песней, подтягиваются.

В общем, слава Богу за все! С наступающим Новым годом!

Сегодня у нашего музыкального ютуб-проекта новое достижение: один из роликов там преодолел отметку в 100 тыс. просмотров.

И сегодня же мы опубликовали новый клип на очень красивую песню Арно Бабаджаняна. Песня старая, а прочтение новое.

Во-первых, конечно, потому что он, действительно, выдался на славу. А во-вторых, потому что жителям украинских и южнорусских регионов все это очень знакомо. И не только по детским воспоминаниям тех, кто застал позднесоветские годы.

Несколько замечаний по поводу нашумевшего фильма:

  1. Могу лишь присоединиться к многочисленным комментаторам, которые находят в сериале настоящую правду жизни. Жизни только начинавшего в перестроечную эпоху свой жизненный путь поколения Х. «Ты откуда?», «С какого района?», «Курить есть?» — в этой атмосфере жило едва ли не большинство подростков в 80-е годы, и далеко не только в Казани. Хотя Казань и Набережные Челны в то время славились своим особенно организованным гопничеством, но то же самое было везде. По опыту моему и знакомых, и в Ленинграде, и в Москве, и в Ростове, и в Мариуполе и где угодно еще на территории СССР. Хотя степень распространения этой «культуры» различалась. Навскидку, все этого было больше на юге России, на Украине и в Казахстане;
  2. Фильм, естественно, заставляет задуматься о причинах этого прискорбного явления в жизни молодежи, одним дав повод лишний раз поругать советское время, а другим — время перестроечное (которое они уже противопоставляют советскому). И действительно, к концу советского периода в головах советских людей образовался настоящий идеологический и мировоззренческий вакуум. От религии людей за три поколения отучили, а традиционные разговоры о коммунизме по телевизору уже давно воспринимались как не имеющая ничего общего с реальной жизнью казенная риторика. При этом, без веры человек жить не может, и вот является суррогат типа «Мы улица» — простой лозунг, в котором подростки видят смысл и основу для сбивания в стаи;
  3. Но, если смотреть глубже, фильм ставит вечную проблему об угнетении одних другими и общественных формах как ответе на этот вызов. В подростковой среде эта проблема всегда была особенно острой. Если взрослые сознают проблему и вкладываются в ее решение, подростки могут сносно существовать в среде себе подобных. Вложения предполагают, с одной стороны, полноценный правопорядок, когда есть жесткие правила и неотвратимые наказания за их нарушение, с другой стороны, организация жизни молодых людей, чтобы их творческая энергия направлялась в конструктивное русло. В отсутствие всего этого их ум будет занят изобретением способов сделать друг друга несчастными;
  4. Но такие вложения обычно делают благополучные общества. Поэтому в Америке и существует такая огромная разница между хорошими школами и школами для бедных. Советское же общество, тем более перестроечное, менее всего можно назвать благополучным, и в нем все школы, за немногими исключениями, были «школами для бедных»;
  5. Фильм едва ли не впервые у нас акцентировал внимание на роли видеосалонов. В то время, действительно, люди массово были готовы отдавать деньги, чтобы где-то в тесной компании, зачастую незнакомых людей, сидеть и смотреть иностранный телевизор. И этот телевизор оказался эффективнее атомной бомбы. В видеосалонах, хотя и не только в них, под влиянием западной культуры выковывался новый человек, который спустя пару лет спокойно, и даже с удовольствием, взирал на распад своей страны;
  6. Отдельный штрих — порнография. В фильме именно она запустила разрушительный процесс, стоивший главным героям жизни. Хорошо показано, что это настоящее оружие массового поражения (почему в ряде стран за распространение такой продукции предусмотрена смертная казнь).

Резюмирую: «государство существует не для того, чтобы создать рай, а чтобы избежать ада» — фильм о жизни молодежи в, по факту, безгосударственном обществе, именно это и демонстрирует.

Мой Телеграм-канал

Недавняя новость насчет подорожания — эксперты ЦБ пересмотрели свой прогноз инфляции на этот год в сторону повышения. Этим и объясняется нынешний цикл повышения ключевой ставки.

Итак, чем же объясняется инфляция в той ее части, которая оказалась неожиданной для регулятора?

На сегодня действуют две специфические причины, которые вызваны войной и после войны ослабнут или исчезнут.

Во-первых, это дефицит рабочей силы. Он вызван не только тем, что часть людей теперь на фронте, но и ростом оборонной промышленности и смежных производств. Т.е. люди работают, но производят «пушки вместо масла». Людей на рынке труда сравнительно с количеством вакансий стало меньше, поэтому растет зарплата, а вслед за нею и цены.

Этот эффект известен каждому, кто хотя бы открывал вводный учебник по экономике. Увеличение спроса на любой товар при фиксированном предложении вызывает его подорожание, и благодаря СВО сейчас таким товаром стало рабочее время.

Во-вторых, восстановление импорта при снизившемся экспорте. В данном случае те же законы рынка приводят к подорожанию валюты и, соответственно, товаров, которые на нее можно купить.

При таких вводных, инфляция могла быть куда больше, но жесткая политика ЦБ держит ее в узде.

Исходя из этого нетрудно сказать, от чего будет зависеть инфляция в следующем году. При прочих равных, чем больше людей будет вовлечено в военную активность, тем выше будет инфляция. Ведь последняя является отражением редкости обычных мирных товаров, так что, чем больше пушек, тем меньше масла и, значит, оно дороже. Поэтому чаемый многими перевод экономики на военные рельсы, конечно, ускорил бы русскую победу, но за это и заплатить пришлось бы примерно так, как заплатил советский народ в Великую Отечественную, живя впроголодь и ходя в кирзачах и в ватниках. Кстати, это все может еще вернуться, если война пойдет по нарастающей и нам придется воевать с Западом напрямую.

А дальше, как бы ни шла война, рабочей силой можно пользоваться по-разному. Можно все делать по старинке — тогда дефицит рабочей силы будет сохраняться. Можно активно внедрять технологические новинки — тогда отдача от человека будет расти и, опять-таки, будет решаться проблема дефицита на рынке труда.

Можно еще привлекать мигрантов — это самое простое и очевидное решение. Но это решение из разряда «глушить зубную боль анальгином». Временное облегчение сегодня за счет куда больших проблем завтра. Бывает, правда, еще умная миграция, которая всем хороша, но мы пока в такую не умеем.

Резюмирую: чем больше вкладываемся в войну, тем больше будем ощущать это непосредственно на своих кошельках, но с войной, как и с любым другим большим проектом, по-другому быть и не может.

Мой Телеграм-канал

Так охарактеризовал эту мою песню автор рецензии на ProgArchives. И правда, акустическая баллада, в которой можно услышать влияние Jethro Tull,  разрешается в лучших традициях треш-металла. И не только. Там нашлось место и для гранжа, поскольку тяжелая вторая часть начинается полными аккордами, как это делала Nirvana и им подобные в 90-е.

Песня записана в 2001 г. В то время я активно экспериментировал, совмещая в музыке разные краски, которые не так часто совмещают в рамках пятиминутной композиции. Сейчас же выкладываю ее ремастеренную версию.

Каждая очередная школьная история с ружьем и жертвами рождает у общества и власти судорожное желание что-то срочно предпринимать — искать виновных, наказывать, вводить новые меры безопасности. Подобная тактика может быть полезна в отношении проблем, которых еще вчера не было. Когда же речь идет о вечных проблемах, вся эта возня не приносит ничего кроме вреда.

Травля в подростковом коллективе — это именно вечная проблема, что прекрасно иллюстрирует клип Linkin Park, который просмотрела уже четверть населения планеты.

Школы, военные училища, монастыри — в любом месте, где собираются подростки, они будут искать себе жертву для травли. Такова их природа. 

Наш великий поэт Лермонтов на себе испытал жестокую травлю сверстников во время учебы, что во многом сформировало романтический характер его поэзии. Это как иллюстрация из нашей истории. А если взять современность, в Америке «межличностные отношения» давно осознаны как едва ли не главная проблема школьной жизни — не образование, а именно это. Поэтому в «хороших школах» у них предусмотрено до десяти параметров поведения ученика, по которым он получает отметки. В плохих школах ничего этого нет и учиться там невозможно. Не потому что там не учат, а потому что не дадут одноклассники. Все силы у подростка там уходят на простое выживание в волчьем коллективе.

В советской, «лучшей в мире», школе не было инцидентов со стрельбой. Причина в том, что оружие было менее распространено. А еще потому что, случись такой инцидент, о нем бы никто не узнал кроме непосредственных участников. Но, по опыту и своему, и опыту моих ровесников, и рассказам отца, бывшего следователем МВД в позднесоветское время, энергия подростка в то время преимущественно тратилась на то, чтобы травить или выживать. Сериал «Слово пацана: кровь на асфальте» это косвенно иллюстрирует.

Современная российская школа в этом отношении ничем принципиально не отличается от американской или советской, и нужно просто осознать, что травля как стиль жизни подростковых сообществ была и будет.

Что исходя из этого нужно делать обществу и отдельному человеку:

Во-первых, не делать очевидных глупостей. Одна из них — сообщать всему свету подобные новости. Такая информация не порождает ничего кроме дурного настроения в обществе и ненужной суеты у чиновников. Другая, связанная с первой, — делать что-то ради галочки, включая наказание невиновных и избыточные, но бесполезные, меры безопасности.

Во-вторых, постепенно реформировать школьную систему, положив в ее основу установку на воспитание, а не образование. И по показателям воспитания оценивать работу учителей. Это непросто, но не невозможно. Уже сейчас в мире имеется огромная статистика по каждому человеку — семейное положение, работа, карьера, правонарушения и проч. По всему этому косвенно можно судить и о школе и формировать соответствующие рейтинги. Другой элемент реформирования — ее ранняя специализация, которая, помимо, повышения качества обучения, изолирует «пацанов» от «батанов». Это уже решит львиную долю проблем с травлей.

В-третьих, поворачиваться лицом к семье, а не уничтожать ее, как это делалось в советские годы и по инерции продолжается сейчас. В здоровой семье проблемы решаются по мере их поступления, включая и связанные с отношениями со сверстниками.

В таких семьях родители и их подрастающие дети осознанно относятся к выбору школы. Ребенок в результате попадает в подходящий ему коллектив. Когда же этот выбор сделан, родитель его учит жизни в коллективе примерно так, как предлагает классик:

«Ссор старайся избегать. Но если – ссора, пускай тебя твой враг боится.»

Применительно к нашему случаю: обижать других плохо, равно как и плохо позволять другим обижать себя.

Соответственно, если можешь за себя постоять, делай этой. Может быть, это потребует вложений типа занятий спортом и усвоения правил нахождения в коллективе. Если же все это не помогает, менять школу.

Резюмирую: корень проблемы в семье, и двигаться надо в этом направлении, но это медленно и непопулярно.

Мой Телеграм-канал

«Про то, что надо отсекать страсти, не ссориться и вообще воздерживаться от всего плохого, а еда — это второстепенное» — такие рассуждения я годами встречаю от разнообразных православных спикеров, и только сейчас решил дать себе труд порефлексировать, почему меня от этих рассуждений тошнит.

  1. Воздержание от дурных мыслей, слов и поступков — часть образа жизни христианина, независимо от того, постится он в данный момент или нет. И говорить, что постные предписания не так важны, как быть хорошим человеком — это примерно как сказать: «главное — мускулатура и сила, а упражнения в зале — второстепенное». Как без упражнений не будет силы, так и без поста не будет всего того, к чему призывает Евангелие;
  2. Надо учитывать, откуда взялась проповедь в духе «главное друг друга не ешьте». Из средних веков, когда постились немногим менее чем все и такие поучения были полезны. Они обращали внимание на то, что постом дело не ограничивается. Однако в наше время, когда постится лишь незначительное меньшинство, это поучение не по адресу. Продолжая спортивную аналогию, возьмем человека, которому не хватает силы воли для того, чтобы начать заниматься спортом. Если он услышит разговоры о второстепенности физических упражнений сравнительно с более далекими целями, это его только расхолодит. Упражнения второстепенны, значит и не стоит напрягаться. Соответственно, и всего остального, не второстепенного, в его жизни тоже не будет;
  3. Так же и с постом. Если сказать людям, которые никогда ни от чего не воздерживались, что воздержание от еды неважно, — это они переведут как «пусть в моей жизни все остается как есть». В наше время все до отказа наполнено популизмом, не исключая и христианскую проповедь, которая льстит слуху равнодушной толпы;
  4. А какой, на мой взгляд, должна быть христианская проповедь о посте? Сказать надо, что воздержание от пищи — это один из необходимых элементов христианской жизни. Хотя сам по себе он ничего не гарантирует, можно гарантировать, что без него точно ничего не будет. Отбросить этот благостный спиритуализм, мол, главное духовность и как раз сосредоточиться на теле, еде и конкретной практике воздержания. Для абсолютного большинства это будет огромным достижением. Я в церкви уже почти тридцать лет, но не знаю никого, кто бы достиг хотя бы этого уровня;
  5. При этом, пост как часть аскезы — это то, без чего невозможно никакое доброе дело. Потому что любое дело требует отказа от сиюминутных маленьких желаний ради больших и долгосрочных. Практика поста как раз все это и развивает. Отказ от маленького себя — в этом наше все, если хочешь чего-то добиться. Это верно и за церковной оградой.

Мой Телеграм-канал

О вновь избранном президенте Аргентины статья в Ленте говорит, что его «отличает крайний популизм». Этот «популизм», далее по тексту, выражается в следующем:

... он выступает за долларизацию экономики, приватизацию, в том числе в сфере образования и здравоохранения, за отказ от сотрудничества с Китаем, Бразилией и Россией в пользу США и Израиля. Кроме того, новый лидер Аргентины выступает против вступления страны в БРИКС. Политик, прозванный «экономистом с бензопилой», намерен сильно урезать расходы бюджета. Кроме того, он грозился разогнать Центробанк страны.

Итак, популизм — это:

— долларизация

— приватизация

— отказ от сотрудничества с рядом важных стран

— урезание расходов

— жесткая борьба с инфляцией (в этом ведь смысл, в аргентинском контексте, его «угрозы» разогнать Центробанк).

Интересно, где вы видели таких популистов. Ведь популизм, известный еще со времен Аристотеля — это шариковское «отнять и поделить».

Популисты всегда обещают избирателям увеличение расходов (не объясняя, правда, за счет каких средств).

Популисты всегда хотят включить печатный станок, а не бороться с инфляцией.

Популисты всегда предлагают ограбить буржуев и, значит, скорее склонны к национализации, а не приватизации, как в данном случае.

Наконец, популисты всегда ориентируются на то, что в тренде, а БРИКС сейчас, очевидно, на подъеме, чего не скажешь о США.

Короче, понятно, что новый президент Аргентины нам невыгоден и нашей пропаганде надо на него реагировать. Но делать-то это надо со смыслом, а не нести ахинею, приписывая правому политику левые свойства.

Мой Телеграм-канал

О том, что подавляющее большинство населения России относит себя к православным, давно известно из различных соцопросов. Но все привыкли также к мысли, что это «православие» у людей как правило не идет дальше слов — люди не знакомы со своей верой и не воплощают ее в жизни.

Утверждают также, что люди не участвуют в религиозных службах. Точнее участвует не больше одного-двух процентов населения.

И, если утверждения о мировоззрении и поступках трудно проверить, тезис насчет религиозной активности вполне проверяем.

РМЭЗ — самая полная и репрезентативная база данных опросов позволяет представить себе, чем живет российское население в плане работы, семьи, здоровья, покупок и много чего другого, включая теперь и религиозную активность. «Теперь», потому что раньше в этих опросах не включали вопрос об участии в религиозных службах.

Я заглянул в самую последнюю версию базы за прошлый год, и вот самые свежие данные о распределении нашего населения по религиозной идентификации и активности.

Итак, на долю православных у нас приходится 82,7%. Вторая по численности группа — люди без религии, коих 9,7%. Остальное распределяется между прочими религиями (включая ислам). Таким образом, в очередной раз подтверждается, что, по крайней мере формально, православие — крупнейшая конфессия (учитывая в качестве отдельной «конфессии» атеистов) в нашей стране, и далее можно сконцентрироваться на нем.

Назвавшим себя православными задавали вопрос: «Посещаете ли Вы религиозные службы, собрания или другие религиозные мероприятия? Если да, то как часто?»

Варианты ответа: 1. «Никогда не посещаю» 2. «Реже, чем раз в год» 3. «Раз в год» 4. «Несколько раз в год» 5. «Раз в месяц» 6. «2-3 раза в месяц» 7. «Раз в неделю или чаще».

Вот как распределились ответы в репрезентативной выборке для 2022 г.: 22,32%; 18,96%; 16,41%; 35,01%; 3,79%; 2,12%; 1,4%.

Теперь можно сделать кое-какие выводы. Распространенная цифра в один процент ходящих в церковь подтверждается, только если под «хождением в церковь» подразумевать частоту не реже раза в неделю, т.е. самых религиозных или «профессионально религиозных».

Но в современной практике вполне воцерковленные люди — это зачастую те, кто ходит на службу не реже раза в месяц, а таковых набирается уже 7,3% от всех православных и 6% от всего населения.

Следующая категория православных — люди, соблюдающие крупные церковные праздники. Они ходят не реже раза в год. Вместе с ними, доля ходящих в церковь уже достигает почти шестидесяти процентов от всех православных или половины от всего населения.

Наконец, если учесть православных в самой лайтовой версии, с ними количество посещающих церковь достигает 78% от всех православных и 64% от всего населения.

Итак, большинство населения России (учитывая все ее регионы) так или иначе бывает в церкви.

Светские публицисты часто говорят, мол, религия обречена на отмирание, и люди подтверждают это своей полной религиозной пассивностью. Им вторят некоторые религиозные блогеры, которые бичуют наше «погибающее в грехах» общество. Есть и противоположная крайность — говорить о нашей поголовной духовности в противовес остальному миру.

На деле, истина, как это часто бывает, где-то посередине. От идеалов Святой Руси мы далеки, но и хоронить нынешнюю Россию как носительницу живой веры тоже рано.

Мой Телеграм-канал

Имеется не очень хорошая статистика по автомобильному рынку, из которой делают несправедливые, но далеко идущие выводы.

Вы связываете себя всем тем, чему стремитесь научиться у других, вы остаётесь незнакомцем сами себе, стоящим рядом со всем тем, что вами изучено, но не может быть оживлено в вас.
Пробудитесь! – Мысли и цитаты из книги В Свете Истины, Послание Граля от Абдрушина

Многие люди, осмеивающие вопросы духовного плана, делают это лишь из равнодушия и лени, поскольку потребовало бы усилия отбросить заученные и выдуманные идеи и выстроить нечто новое. Другие найдут, что это станет помехой их привычному образу жизни, и поэтому для них это некомфортно.
Пробудитесь! – Мысли и цитаты из книги В Свете Истины, Послание Граля от Абдрушина