Как вчерась конголезскому пилоту на Су-25 повезло, так не повезло сегодня бандеровскому...

Говорят-с, свои ж сбили... ПЗРК в руках дикаря... - это вам не Африка

А вот Ту-95М "Великий Новгород" со "старыми ржавыми" стелс-ракетами Х-101


А вот последняя проверка "выключателя"

(Интересно, чего в них "пихают"? такое впечатление, что мощнее "А-девять-два"...)

"Бэрримор, а что сегодня там у хихлов?"

- Сэр, темно как у афроамериканца в заднице...
Минобороны отчиталось об уничтожение за день четырех гаубицы М777, "проиллюстрировав"  тремя прилетами "ланцетов" по "трем топорам" и одним по пшековской САУ "Краб" (бонус за те же деньги)... Так сказать, "не верили? - утритесь!"
Похоже, что с набором опыта дело идет все веселее и веселее:

В прессе пробежало забавное интервью с разработчиками "Ланцетов"/"Куба", в частности отмечено, что "Ланцет" может сам в автономном режиме находить цели, а для его "работы" было создана полная цифровая карта Украины... - в общем, ИИ рулит!
А недели три тому назад вышел очередной номер журнала "Авиация и космонавтика, вчера, сегодня, завтра..."


Новые самолеты для Минобороны России

Статья-фоторепортаж. В 2022 г. МО России получило новые самолеты Су-57, Су-34М, Су-30СМ2, Як-130…

Новости отечественной авиации
Посвящены работе корпорации «Иркут» - в основном над МС-21

В "ливрее" стартового заказчика

А. Заблотский, Р. Ларинцев
Крушение сталинградского «воздушного моста»

К 80-летию победы под Сталинградом – рассказ об организации немцами воздушных перевозок в «котел», проблемы объективные и субъективные, противодействие советских ВВС и ПВО, об итоговых результатах его работы…

В. Иванов
Как создавался И-16

Продолжение рассказа о создании и развитии И-16 – появление нового ЦКБ и отдельной бригады Поликарпова, создание истребителя И-15, инициативное проектирование «истребителя-моноплана», борьба за двигатель, конкуренция с И-14 (АНТ-31) – акт на его первый полет подписывал сам Поликарпов (!- «высокие отношения»), запуск в серию "маломощного" варианта И-16 - с мотором М-22…

О. Рязанцев
Немного о космосе

Посвящена завершению рекордного полета космоплана Х-37В – одного из компонентов программы «Быстрого глобального удара»

М. Никольский
Стимулированные пандемией

На фоне пандемии короновируса и общего застоя как авиаперевозок, так и самолетостроения, была одно направление авиации, которая наоборот получило бурное развитие.

В. Морозов
Воздушная война во Вьетнаме

Воздушная война в Индокитае в 1971 г: внешнее «перемирие», вторжение проамериканских войск в Лаос и что из этого получилось, спорадические инциденты в небе «Северного Вьетнама»…
Текст Анатолия Сорокина


Продолжаем общеобразовательные прогулки по Солнечной системе, плюс немножко «клубнички» по связанной теме из Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля. Очень рекомендую посетить его, на субъективный взгляд автора он самый прелестный из всех существующих в пригородах Санкт-Петербурга. И замечательный, хоть и маленький краеведческий музей города Ломоносов на ул. Еленинской, дом 25, не так далеко от границ парка. Увы, на неопределённое время автор пока лишён возможности побывать там снова. Но отставить ностальгию, пора в космос, в самое пекло на твёрдой поверхности нашей планеты-соседки.

Венера, вторая от Солнца планета Солнечной системы, относится к планетам земной группы, естественных спутников не имеет. Характерной её особенностью является наличие плотной и непрозрачной атмосферы, так что до полётов космических станций природа планеты оставалась для учёных загадкой.


Своё название планета получила от богини любви древнеримских верований – Венеры, единственная женская «большая» планета, кроме Земли. У средневековых астрологов и алхимиков планете Венера соответствовал металл медь.


Венера по своим размерам немного меньше Земли (средний радиус составляет 95% земного), превосходя по этому параметру лишь Меркурий и Марс. Масса планеты не так велика – 81,5% от земной, поэтому сила тяжести на её поверхности тоже составляет 0,9 от значения на Земле. Хоть и поменьше, но на практике такое различие малозаметно.


Поскольку Венера находится ближе к Солнцу чем Земля, то она видна только утром или вечером, но намного дольше, чем Меркурий и гораздо ярче, чем он. После Солнца и Луны Венера является самым ярким природным небесным телом, если не считать нескольких кратковременных и очень редких вспышек новых и сверхновых звёзд, отчего её в наше время даже принимают за НЛО. На фотоснимке показана яркая Венера, отражающаяся в водах Тихого океана во время вечерней зари. Интересно, что древние греки далеко не сразу поняли, что Вечерняя и Утренняя звезда, как иначе называют Венеру, являются одним и тем же объектом. Как и Меркурий, Венера в телескоп видна только полумесяцем.


Ещё реже, чем в случае Меркурия, случается так, что Венера оказывается прямо между Солнцем и Землёй и её можно (через мощный светофильтр или проекцию на экран) увидеть в виде чёрного кружка на диске нашего светила. На снимке с космической солнечной обсерватории показан один такой момент в 2012 году – Венера тёмным кружком проецируется на прошедшее через мощный светофильтр изображение Солнца. На последнем хорошо видна структура фотосферы нашего светила и неравномерность её прогрева.


По своему строению Венера похожа на Землю – атмосфера, кора, каменистая мантия и железо-никелевое ядро. Близок и химический состав: кислород, кремний, алюминий, железо. Но есть и различия – кора у Венеры толще земной и у неё нет тектонической активности, как дрейф континентов на Земле. Странностью Венеры является её обратное и медленное вращение - Солнце там восходит на западе и заходит на востоке, а продолжительность солнечного дня составляет около 117 земных дней. Год на Венере длится почти в два раза дольше дня – 225 земных дней. Из-за медленного вращения собственного магнитного поля у Венеры нет, есть лишь слабое наведённое потоком заряженных частиц от Солнца, магнитный компас на планете бесполезен.


Атмосфера Венеры очень плотная, состоит на 96,5% из углекислого газа и 3,5% азота, на поверхности её давление в 92 раза превосходит земное. Высоко в атмосфере есть капельки серной кислоты, образующие облака, видимые в ультрафиолетовом свете. Ось вращения Венеры почти что перпендикулярна к плоскости её орбиты (угол между ними составляет 87,36 градуса против 57 земных), так что смены времён года на Венере нет, её поверхность прогрета практически до одной температуры, а потому ветры там по скорости слабые, несколько километров в час. Однако ввиду большой плотности и сильного давления атмосферы космонавт в скафандре передвигался бы там на своих двоих как земной водолаз, тоже в тяжёлом скафандре.


Долгие годы природа Венеры оставалась загадкой до полётов к ней космических станций. Советский Союз достиг в изучении планеты наибольших успехов – первый к ней успешный полёт, после некоторых аварий (ну никак не ожидали такой плотной и горячей атмосферы) первая успешная посадка на её поверхность, первые исследования атмосферы с помощью дрейфующих в ней воздушных шаров. На фото – снимок станции «Венера-13», успешно севшей и передавшей первые цветные фотографии рельефа планеты (чёрно-белые получены ещё раньше станцией «Венера-9»).


На поверхности (снимок с «Венеры-13»), помимо давления в 92 атмосферы, оказался форменный ад из-за парникового эффекта, вызванного углекислым газом, температура там составляет от 438 до 482 градусов Цельсия. Пекло ещё более жаркое, чем на подсолнечной стороне Меркурия. Многие материалы плавятся, теряют прочностные свойства, так что первые спускаемые аппараты были разрушены такими условиями – инженеры просто не знали, чего там ждать.


После советских станций никто не пытался сесть на планету и её изучение велось дистанционно, с помощью радаров. Используя технику так называемого «бокового обзора», с помощью математических операций над свойствами отражённого сигнала можно построить рельеф отразившей этот сигнал поверхности. Так получились изображения вулкана Максвелл высотой в 11 км, значительно более высокого чем земной Эверест.


С помощью уже современных вычислительных методов и информации о поверхности, добытой нашими «Венерами», появилась возможность создавать фотореалистичные изображения объектов на Венере, например довольно крупного вулкана Маат. Интересно, что по ряду признаков вулканизм на планете ещё не прекратился – зафиксированы выбросы серы или её соединений, так что Венера в этом свете и впрямь ассоциируется с адом.


Есть на этой адской красотке и метеоритные кратеры, так что инфернального разнообразия там не занимать. Близнецом Земли Венеру точно не назвать.

Попадание ракеты ПЗРК, выпущенной руандийцами, по конголезскому Су-25... (в Конго есть четыре Су-25)

В 2006 г. концерн «Боинг» предложил в качестве носителя трехступенчатой ракеты беспилотный вариант истребителя F-15, названный «Глобал страйк Игл». Установить такую ракету на F-15 удалось только на спине – соответственно, так как пилот теперь не мог катапультироваться из-за нависающей ракеты, самолет планировался беспилотным. При пуске ракеты со «спины» получалась максимальная возможная длина ракеты и стартовая масса в отличие от подвески под крылом или фюзеляжем. Ракета (CAV) предназначалась в первую очередь для запуска гиперзвукового блока с "обычным" оснащением.


В качестве основной ступени для ракеты должна была использоваться вторая ступень от «Минитмена», а вторая и третья от малой ракеты горизонтального старта «Пегас». Ракета также получила хвостовой сбрасываемый при старте обтекатель (как на «Кинжале»), а также развитое оперение. Установка пилона на фюзеляже требовала лишь минимальной доработки самолета – на четырех силовых шпангоутах делались восемь точек креплений. Двигатели форсировались. Запуск ракеты должен был осуществляться на горке при скорости М=1.35 и высоте 15 км. Ракета должна была достигать скорости М=27 на высоте 200 км.


Концепция носителя F-15 GSE предполагала гибкость применения – запуск с практически любого участка Земли, скрытность – так как самолет было трудно отличить от обычного «Игла», относительно низкую цену. Однако проект не получил одобрения ВВС США – по программе «Проекция силы с континентальной территории США» (FALCON) в конкурсе участвовали аж 12 претендентов… Выиграл проект на базе ракеты «Минотавр», которая до сих пор используется для испытаний гиперзвуковой техники и срочного вывода на орбиту спутников Пентагона… У нас эта программа больше на слуху по одноименному названию серии ракет Маска – «Фалкон», чьи варианты «Фалкон-1/-5» проиграли уже на втором этапе конкурса…

"Таймс" тут взяла интервью у бандеротанкиста - капитан танковой роты Romanchuk, плачется: "Дайте танков... Против Т-90 нас должно быть трое, либо очень большая удача!"

Понравились комменты незлобивых западных брогиров: "Три "Шермана" против одного "Тигра" - классика ж, привыкайте!"
"Я знаю, друзья, караваны машин, помчатся к нашей таможне тогда..."

По данным швейцарских "университетских" из 1200 крупных фирма из "большой семерки" и "единой европы" из России за год ушли... 8,5%. Всего.

Микола Зимний (Michael Winter) - бывший "дубленный загривок". Под Солевзятском. Судя по тому, что ... э-э-э, - "сотрудничает со следствием". Так как пиндосы его все равно бросят, сидеть будет как наемник, а значит можно обменять на кое-кого из Неметчины...


Не люблю каркать (э, вдруг), но тут в свое время, когда объявили о реализации «сделки века» на поставку "СуперПум" в бандероваффе, не удержался:


Просто появление сего гвинтокрыла в составе свинолюфтваффе вполне соответствует ххlяцкой поговорке: «На халяву и уксус сладкий!». В принципе "СуперПума" (который оригинальный AS332) известный и хорошо проверенный вертолет (капризноватый только, как и вся французская техника). Но после «интеграции» авиастроителей Европы в рамках «Эрбаса», ручки зачесались его улучшить, так появилась «продвинутая» модификация ЕС225. Среди «доработок» оказался и главный редуктор – в общем, самая главная и стремная деталь у вертолета (угловой, да еще понижающий).

Сначала все было хорошо, вертолет даже сертифицировали для «оффшорных» операций – то есть для длительных полетов над морем – там требования к безопасности особо серьезные. Однако… Однако не прошло и пары лет, как начали случаться экорамбусы: сначала пилот получил сообщение об отказе основной системы смазки главного редуктора – бывает, – есть запасная, переходим на нее, а через 30 секунд и она отказывает! Все это происходит, повторяю, над морем – условия аварийной посадки представляете… Два раза прокатило – людей выловили, на третий вертолет сел в бурное море – несколько утонуло. Соответственно вышел запрет на полеты ЕС225 над морем. К тому времени, "СуперПум" ЕС225, помня их старую, крепкую репутацию, закупило довольно много фирм, в основном как раз работающих на оффшорах. Возник град шкандаль! Вертолеты требовали вернуть «Эрбасу», французы упирались как могли…

Тем временем быстро разобрались с отказом запасной системы смазки редуктора – просто датчик ее работы смонтировали … верх ногами! Перевернули. Да, но начиналось с отказа-то основной системы смазки! а тут дело было сложнее – проблема оказалась в вале привода маслонасоса. Французы его раза три переделывали, но результат как-то не получался. В конце концов французы объявили, что согласны доработать вертолеты всего за 1 миллион евриков (замена вала!). Дураков оказалось не много… Несколько на пробу взяли норвежцы… Вот у них-то редуктор с основным винтом и отвалился в полете.

Вот так это приблизительно выглядело - катастрофа корейского вертолета MUH-1 в Пхохане - ему трансмиссионную группу делали как раз французы по образцу "Пумы" (см. предпоследний "Авиация и космонавтика" :-)

Вот на фоне всего этого нарисовался красавец-кавказохохол Аваков, решивший прикупить по-дешевке «хранцузскую технику – чай, не чета ватной!». Два одиночества нашли друг друга. Купили (через «Эрбас») «стоявшие вдоль забора» бывшие канадские ЕС225 у фирмы «CHC Helicopters», вертолет которой в частности тоже «нырнул». Блеск! купить вертолеты у «американских окраинцев», это как у цыган – лошадь.

Дальше можно было только ждать, когда первый виртульник грохнется… Ожидалось, что там будет сам Аваков или Поросвин… Но тоже неплохо получилось!

Да, мы ж понимаем (а летали-то в баню) - тоже русские виноваты! Сам Клоун сказал!
Хоть и вышел полтора месяца тому назад  очередной номер журнала "Техника и вооружение, вчера, сегодня, завтра" - для справки пусть будет...


А. Рагозин, В. Шудря, В. Гумелев, А. Марков
Некоторые особенности применения воинских формирований российских ВДВ в арктическом регионе
Арктика – сейчас один из весьма напряженных регионов в свете обещаемого «освобождения» от льда Ледовитого океана, тем более желающих урвать там свою «долю» есть много даже среди стран не выходящих к ледовитым водам… Общее описание ТВД, особенности применения там мобильных сил (типа ВДВ), особенности мореплавания, ледокольный флот…


М. Лисов
«Аллигатор» – незаконно рожденный сын «Черной акулы».
Рассказ о малоосвещенном моменте истории создания Ка-52 – о варианте Ка-52К («первый с таким названием»(с) и конкурсе на боевой вертолет в Корее…


И. Павлов
152-мм пушки-гаубицы Д-20 в ходе боевого слаживания военнослужащих, призванных
в рамках частичной мобилизации, на одном из полигонов Западного военного округа

Фоторепортаж

А. Смирнов
В сражениях за Москву. Рейд на Калинин: трагедия и подвиг 21-й танковой бригады . . . 
История формирования (за три дня) бригады «трех героев Советского Союза», боевая обстановка после потери Калинина, задача на рейд, подготовка к ней, выход к самому городу…


И. Павлов, М. Павлов
В поисках приемлемой огневой мощи для БТРа
Рассказ о появлении на советских БТРах «классической» спарки из пулемета Владимирова и пулемета нормального калибра


С «Газиком» на короткой волне
Рассказ о реставрации автомобиля «ГАЗ» с радиостанцией на борту…

Гы-гы-гы. Помнится давненько «мы» как-то по случаю получили такой автомобиль. Не, не «автомобиль» - по документам это была «радиостанция», ага. Какой был геморр получить на нею документы (имея шикарный блат в ГАИ), как на машину, и номера. Нужно было разукомплектовать, оформить все на автозаводе с командировкой туда… А тут ребята сделали «обратную» операцию. Эх, генератор от него еще долго валялся в «загажниках»

В. Морозов
Маленькая, но не победоносная война на краю света.
Фолкленды-Мальвины, 1982 г. Часть 7

Рассказ об усилении британских десантных сил на островах, последние удачные боевые вылеты аргентинской авиации, последнее применение ракет «Экзосет», «стратегические» бомбежки британских бомбардировщиков «Вулкан».


С. Суворов
Легкие бронеавтомобили «з Незалежной»
Рассказ о бронеавтомобилях «Казак» (-3, -5), «Варта», «Варта-Новатор», их участии в войне на Донбассе

Козак, ага - из стрелковки "вынесли"
Текст Анатолия Сорокина


Когда-то летом прошлого года отмечал, что вероятен сценарий, когда у укров станет плохо с танками (вопли последней недели свидетельствуют, что этот момент где-то рядом), вместо них в ход пойдут САУ, как это не раз бывало в истории, в т. ч. и в истории ВС РФ. Несколько последних сводок дают пищу для размышлений: там заявляется мало или вообще ноль уничтоженных танков, но присутствуют САУ. Может быть "Ланцеты" постарались ... , а может быть и что-то другое. МО РФ 19 января 2023 заявило:

На Донецком направлении подразделения Южного военного округа продолжали успешные наступательные действия и нанесли огневое поражение противнику в районах населенных пунктов Галицыновка, Красногоровка и Невельское Донецкой Народной Республики. За истекшие сутки на данном направлении уничтожено до 80-ти украинских военнослужащих, две боевые бронированные машины, четыре автомобиля, три французские самоходные артиллерийские установки «Caesar», артиллерийская система М-777 американского производства, самоходная артиллерийская установка «Гвоздика» и две САУ «Акация». Кроме того, в районе населенного пункта Карловка Донецкой Народной Республики уничтожен склад боеприпасов ВСУ, и в районе населенного пункта Курахово Донецкой Народной Республики уничтожена радиолокационная станция контрбатарейной борьбы производства США AN/TPQ-50.

Однако... Особенно приятно видеть в списке "Цезари" - неужели и их в топку от безысходности противник бросать начал? А ведь из всех поставленных украм шушпангешютцев это действительно стоящая вещь, принёсшая немало зла нашим военным и гражданским. И три штуки вот так разом.

Veni, vidi, perdidi.
Текст Анатолия Сорокина
(в дополнение к сказанному «Комбинаторы» сумрачного тевтонского гения)


Ещё одна отличная чисто противотанковая пушка

Начнём со злого философического. Если кто-то считает, что сознание определяет бытие, то его восприятие уподобляется Куроборосу (за концепцию и иллюстрацию гран мерси ТГ-каналу «Орда Мордора» https://t.me/orda_mordora ).

Нахождение в плену собственных иллюзий, да ещё и с гордыми заявлениями по поводу наглядно иллюстрируется вышеуказанным пернатым. А ещё следствием такого часто бывает то, что многообразное бытие за рамками порождённой чьим-то сознанием идеи лишает адептов этой идеи самого сознания. Иногда даже в буквальном смысле, причём в ряде случаев навсегда и раньше положенного срока. Примеров куча в любой области, выбирать есть из чего. В артиллерии, например, где-то и когда-то сознание ряда личностей пыталось классические «стволы» на безоткатные поменять. Но бытие (т. е. законы объективной реальности, как физические, так и общественные) оказались сильнее любого волюнтаризма. Судьба сторонников «революционных» идей оказалась печальной, обернувшись ещё и незаслуженной дискредитацией общей идеи безоткатных орудий в СССР из-за неудачной её частной реализации на полтора десятилетия с лишним.

Так что постигаем законы бытия, которыми и определяется наше сознание (как своеобразная надстройка над физико-химико-биологическим базисом жизни как таковой), если хотим достичь чего-то реально значимого за отпущенное нам время. С философическим закончили, приступаем к анализу одной из ипостасей этого бытия, а именно специфических черт в устройстве лафетов противотанковых пушек (ПТП).

По определению ПТП в первую очередь предназначена для поражения движущихся и хорошо защищённых целей на поле боя прямой наводкой. Соответственно, для облегчения выполнения стоящей перед ней основной задачи она должна иметь высокую начальную скорость снаряда, чтобы увеличить по возможности дальность прямого выстрела и минимизировать по возможности влияние движения цели, особенно в боковом направлении. Оба этих фактора сильно влияют на процесс наводки – неверный учёт упреждения и дистанции до цели являются причинами промахов при исправных орудии и боеприпасах к нему даже при выверенном прицеле.

Тут изначально в тексте было довольно длинное и занудное объяснение упреждения при горизонтальной наводке ПТП и дальности прямого выстрела при вертикальной. Но старшие товарищи (включая выпускников Михайловской академии) посоветовали не повторяться – есть хорошие учебники и научпоп по теме. Взять хотя бы книгу «Артиллерия» 1953 года издания под редакцией маршала артиллерии М. Н. Чистякова: там в главе двенадцатой всё понятным и хорошим языком по данной теме изложено. Её и рекомендую, поисковик в помощь, книга давно как уже оцифрована и выложена для скачивания. И за прошедшие семьдесят лет с момента её издания ничего в этом плане не изменилось.

Но внимание: некоторые разделы этого замечательного труда уже представляют собой только исторический интерес и надо переключаться на более свежие источники информации. Например, по принципу действия кумулятивного боеприпаса или по «невыгодной» стрельбе – нашими артиллеристами в зоне СВО применяются тактические приёмы, которые их коллегам времён Великой Отечественной войны не рекомендовались. Обстоятельства меняются, артиллерийская наука, как следствие, тоже не стоит на месте. Что раньше оценивалось негативно, теперь считается уже вполне приемлемым. С ранее неверно интерпретированными аспектами действия кумулятивного снаряда в наше время разобрались, классическая статья по теме полковника В. И. Мураховского в помощь. Вернёмся к пожеланиям старших товарищей: попытаться изложить тему посовременнее, «позажигательнее». Трудно, но попробовать можно.

Итак, что помогает противнику избежать свидания его танка с боеприпасом нашей ПТП? Во-первых, сам враг, заставляя двигаться свою боевую машину рывками и по малопредсказуемому маршруту. Нашему снаряду требуется некоторое время, чтобы достичь неприятельского танка, для учёта бокового перемещения цели за этот период наводчик или командир ПТП заранее берёт поправку на упреждение. Последнее всегда рассчитывается из предположения равномерного и прямолинейного движения танка, что отлично известно противнику. Вот он и организует описанные выше меры противодействия, делающие расчёт упреждения неверным. Например, наводчик ПТП определил скорость бокового движения вражеского танка в 20 км/ч, а мехвод последнего возьми да и ускорься до пятидесяти. Или наоборот, взял и резко остановил машину, а потому выстреленный с учётом движения цели снаряд просвистел где-то впереди танка.

Иллюстрация из книги «Артиллерия» – наводчик 76-мм пушки ЗИС-3 не учёл упреждение по стрельбе по вражескому танку на дистанции 1200 м. Чем дальше дистанция, тем хуже обстоят дела: в этом примере снаряд летит до цели две секунды и танк успевает уйти с траектории снаряда на десяток метров.

Во-вторых, врагу оказывает помощь … закон всемирного тяготения. Сила земного притяжения заставляет бросать снаряд не параллельно горизонту, а под некоторым углом, иначе при высоте линии огня в метр он через пятьсот метров максимум встретится с грунтом. Соответственно, его траектория является кривой линией (параболой она будет на Луне, если что) с вершиной в своей средней части. Раз так, то при некоторых условиях эта вершина может находиться выше танка и при ошибочной вертикальной наводке случится промах. Типа думали, что танк в километре от нас, а до него только пятьсот метров оказалось, а потому снаряд прошёл «выше крыши» не только моторного отделения, но и башни. Ну или по собственной глупости не ту риску или отметку к указателю прицела подвели…

Вот здесь и начинается умение наводчика, чуть ли не магия: какие пассы и манипуляции с прицелом и подъёмным механизмом ствола сделать, в какую часть танка прицеливаться, дабы в него гарантированно попасть, какие волшебные слова и когда их по ходу действа произнести, чтобы командир орудия наводчика за тупого не принял. Если уж назвать это магией, то в Свитках Древних существует и рецепт халявы для наводчика: ближе определённого расстояния, называемого дистанцией или дальностью прямого выстрела, выставленный на неё прицел (т. е. угол возвышения ствола) можно не менять: где бы цель в этом интервале дальностей не находилась, она будет гарантированно поражена:

Иллюстрация из книги «Артиллерия» для дистанции прямого выстрела 76-мм пушки ЗИС-3. Нигде на траектории снаряда он не пройдёт выше танка.

Только вот решать, стоит ли такая халява риска, будет отнюдь не наводчик. В самом лучшем случае его мнением только поинтересуются, да и то в ситуации, когда сверху придёт что-то вроде: «действуйте по сложившейся обстановке на своё усмотрение с целью выполнения поставленной задачи». А такой «карт-бланш» выпадает редко и свидетельствует о высочайшем доверии командира к своим подчинённым. Чтобы его заслужить, наводчику своё дело минимум на пять с плюсом знать надо, без всяких халяв.

А теперь к нам в гости пожаловал сам Капитан Очевидность: чем выше начальная скорость снаряда ПТП, тем меньше величина упреждения и тем больше дистанция прямого выстрела. Более того; в ситуации, когда цель находится ближе этой дистанции, а её скорость не превышает некоторого предела, можно просто целиться в середину её фигуры, попадание в таких условиях будет гарантировано. Соответственно, увеличивая начальную скорость снаряда, мы расширяем область значений, где применим такой «тупой» подход.

Так как очевидности мало не бывает, то нужно подкинуть её ещё. Легко! При увеличении начальной скорости снаряда возрастают его шансы на перфорирование или пролом броневых деталей цели со зрелищными визуальными эффектами. Но даже если поражение некинетическое (боеприпас кумулятивный или бронебойно-фугасный), то одной мысли об упрощении действий наводчика уже достаточно, чтобы постараться сделать начальную скорость снаряда как можно выше. Что вы там говорите, Кэп? Вытянуть по самое не могу ствол орудия?

Только на этом пути есть сразу несколько малюсеньких проблемок размером со взрослого индийского слона: если ПТП у нас орудие сегодняшнего дня, а не какой-нибудь мобильный рельсотрон или многокаморный агрегат по принципу исторического «Фау-3», то текущие термодинамические свойства метательных зарядов не позволяют обеспечить начальную скорость снаряда выше 2,5 км/с даже в теории. На практике же этот предел ещё ниже: у нарезной ПТП Д-48 для калиберного снаряда он составляет около 1 км/с, гладкоствольная «Рапира» выпускает подкалиберный со скоростью около 1,5 км/с, а танковые 125-мм гладкостволы подбираются к 2 км/с. И удлинять ствол более 70–80 калибров становится бесполезным: пороховые газы уже не совершают более полезной работы по дальнейшему разгону снаряда, когда последний близок к прохождению дульного среза. Ну и длиннющий ствол способен прогибаться под своей же тяжестью и всё такое – даже Капитан Очевидность согласится с тем, что существует некая оптимальная длина ствола ПТП с учётом всех факторов.

Теперь вернёмся к дистанции прямого выстрела. Что значит, что в таблицах стрельбы написано: «дистанция прямого выстрела по цели высотой 2,5 м составляет 800 м»? Да то, что это рассчитано для горизонта орудия, плоскости, перпендикулярной вектору силы тяжести и проходящей через центр дульного среза орудия. А этот дульный срез находится на высоте линии огня, указанной в ТТХ орудия, если оно стоит на ровной опорной поверхности и не окопано. Соответственно, подъём горизонта орудия на величину порядка метра над опорной плоскостью приведёт к тому, что снаряд при прицеливании по середине силуэта цели может «перемахнуть» через неё, т. к. для таких условий её «эффективная» высота будет полтора метра, а не два с половиной! Можно, конечно, целиться в её нижнюю часть и всё вроде как станет ОК, но тогда рассеивание по высоте лишит нас чуть ли не половины шанса попадания. Чтобы всего этого избежать, надо совместить горизонт орудия с опорной поверхностью, тогда прицеливанием в середину силуэта танка мы и влияние рассеивания исключим, и табличные данные по дистанции прямого выстрела «совместим» с истинным положением дел. Однако лопатами расчёту придётся изрядно поработать, а это вряд ли кому понравится, да и времени на то может не найтись.

Потому конструктор ПТП постарается прижать её ствол к опорной поверхности как можно больше. И менее заметным на местности орудие будет, и маскировать его станет легче, правда максимальный угол возвышения при этом будет явно не ахти. Однако если вдруг нам приспичит решать вспомогательную для противотанковой пушки задачу стрельбы с закрытых огневых позиций непрямой наводкой, то большая начальная скорость позволит добиться приличной дальнобойности даже при сильно отлогой траектории снаряда. А если нужно ещё больше, то снова лопаты расчёту в руки и давай то ли ровик под станинами и казёнником отрывать, то ли рампу под колёса насыпать: даже некоторый выбор появляется. Конечно, ПТП в такой ипостаси явно не «пушка-полёвка» и тем паче не гаубица, но на безрыбье и рак рыба.

Для лафета ПТП малая высота линии огня и небольшой угол возвышения позволяют сделать ещё одну вещь: увеличить длину отката и тем самым снизить силы, действующие внутри агрегатов противооткатных устройств (ПОУ), а следовательно и силу, с которой на цапфенные гнёзда верхнего станка будут действовать цапфы люльки во время отката и наката.

Сейчас будет немного занудно, поскольку этот момент в книге «Артиллерия» не отражён. Вспоминаем школьный курс физики: произошёл выстрел, откатные части орудия получили при этом кинетическую энергию, некоторую долю от общей энергии, высвобожденной при сгорании метательного заряда. Остальная часть этой общей энергии ушла на приведение в движение снаряда и пороховых газов, а также на бесполезный нагрев всех участвующих в процессе выстрела тел.

В фазе отката ПОУ стремятся остановить откатные части, совершая при этом механическую работу. Эта работа по абсолютной величине А равна произведению некоей средней тормозящей откатные части силы F на их перемещение S: А = F*S. Величину А при заданном баллистическом решении можно в нулевом приближении взять за константу – ибо она определяется в первую очередь механической работой «импульсного ракетного двигателя», все параметры которого (масса снаряда и заряда, начальная скорость снаряда и скорость истечения пороховых газов, масса откатных частей) неизменны. Увеличивая длину отката S, мы уменьшаем потребную для остановки откатных частей силу F. При накате всё то же самое, но в обратном направлении, а движение происходит за счёт запасённой в накатнике энергии во время фазы отката. В реальности картина более сложна, но озвученный принцип по-прежнему применим. С небольшим занудством закончили. Если же нужно большее занудство, а именно исчерпывающее понимание происходящего при откате и накате, то аспирантура «Военмеха» – это именно то, что Вам нужно. И капитальный труд «Теория лафетов» авторства генерала Толочкова.

Раз так, то конструктор ПТП в ПОУ за счёт возможности длинного отката может ограничиться меньшими давлениями, прочностными пределами, сделать эти агрегаты более лёгкими и технологичными. Уже немало, а если на ствол дульный тормоз ещё навинтить, так вообще прекрасно! Одно влечёт за собой и другое: снижение силы действия со стороны качающейся части ПТП на прочие части лафета позволяет существенно облегчить последние, если статические и динамические нагрузки удаётся описанными выше мерами свести к допустимым величинам.

Но и это, оказывается, ещё не всё, ибо там где есть силы, то надо следить ещё и за моментами этоих самых сил:

При почти нулевых углах возвышения у силы отдачи (красная стрелка) появляется перпендикулярная линии станин проекция (розовая стрелка). Эта компонента стремится повернуть всё орудие вокруг оси, проходящей через точки касания хоботовых частей станин с опорной поверхностью, образуя поднимающий колёса момент силы (синяя стрелка). Очевидно, что при угле возвышения ствола, большем угла между станинами и опорной плоскостью, этот момент будет играть в плюс, прижимая орудие к земле. А пока это не так, то подпрыгиванию колёс системы вверх при выстреле на малых углах возвышения (и тем более на углах снижения) противодействует только сила тяжести и далеко не всегда это у неё получается. Например, 76-мм пушка ЗИС-3 или 152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. на полных своих зарядах в таких условиях подскакивали вверх, наводка при этом чаще всего шла псу под хвост. Но для ПТП это очень плохо! Враг получает лишнее время, пока расчёт занимается переприцеливанием после подпрыгивания своего орудия при выстреле, давшем промах.

Поэтому конструкторы принимают меры против «поскакушек»: стараются сделать угол между станинами и опорной плоскостью меньше, насколько это возможно (интересно британцы такое на своей «шестифунтовке» – 57-мм ПТП – реализовали, прикрепив станины под нижним станком на одной оси с вращающейся частью). Иногда разработчики намеренно утяжеляют ряд узлов, сборок и агрегатов своих орудий для обеспечения именно стабильности стрельбы при всех условиях, даже когда по прочности все цели достигнуты и в таком вроде бы нет видимой необходимости. В поле же расчёт может подрыть землю под колёсами ПТП, чтобы станины были параллельны опорной плоскости и тогда даже на самом маленьком угле возвышения ствола возникающий при откате момент будет прижимать к ней систему.

Низкая высота линии огня ПТП, малый угол возвышения её ствола и низкий же уровень крепления станин к нижнему станку приводит к ещё одному следствию с точки зрения прочниста: станины при выстреле работают в основном на сжатие/растяжение, а не на изгиб. С которым при проектировании лафета для гаубиц и дальнобойных полевых пушек приходится считаться: при больших углах возвышения деформация изгиба становится уже основной. Равно как и опасные концентрации механических напряжений в подверженных излому местах станин.

У команды Ф. Ф. Петрова при разработке 122-мм гаубицы М-30 и 152-мм гаубицы М-10 как раз с этим как раз были проблемы, конструкцию и станин, и лафетов в целом обеих систем пришлось усиливать, что привело к росту массы лафетов серийных орудий по сравнению с прототипами. Преимущественная работа станин на сжатие/растяжение позволяет прочнисту снизить требования к ним по сравнению с гаубичной и полевой пушечной артиллерией, а потому облегчить их путём уменьшения толщин деталей, иэъятия ряда усиливающих элементов и т. п.

В итоге «платформа» лафета ПТП плохо подходит под монтаж вращающейся части гаубицы: условия работы у неё совершенно другие и в Германии не могли этого не знать. А PAK.40 была «чистой» противотанковой пушкой с соответствующим лафетом. Максимальный угол возвышения её ствола составлял всего 22 градуса, высота линии огня довольно низкая – 960 мм, соответствующие тому трубчатые станины, работающие в основном на сжатие-растяжение. Но раз немцы взялись за это дело, значит подгорели их арийские задницы знатно, а другой выход не просматривался.

И, наконец, самое сладкое – в отечественной артиллерии есть прецедент установки вращающейся части для полевой и достаточно дальнобойной пушки на «платформу» от ПТП. Да-да, это грабинские детища ЗИС-3 и ЗИС-2.


Василий Гаврилович Грабин

Прекрасно зная все вытекающие негативные последствия такого шага, Василий Гаврилович Грабин мало того, что облегчил 76-мм ствол по сравнению с предыдущей моделью УСВ, так ещё и навинтил на него дульный тормоз. Зачем так брутально делать-то?

По дульной энергии снаряда баллистика 76-мм пушки обр. 1902/30 гг. с длиной ствола в 40 калибров (принятая для УСВ и ЗИС-3, 1380 кДж) была даже слабее таковой у 57-мм штатного ствола ЗИС-2 (1558 кДж). По дульному импульсу ситуация сложная. Хотя для калиберного бронебойного снаряда он у ЗИС-2 равен 3069 кг*м/с, а у ЗИС-3 – 4216 кг*м/с, не будем забывать ещё дульный импульс от истекающих пороховых газов. Он также вносит заметный вклад в отдачу, хотя и меньший, чем отдача только от выстреленного снаряда. Метательный заряд у 57-мм патрона для ЗИС-2 в 1,5 кг больше, чем таковой в 1 кг для соответствующего боеприпаса ЗИС-3, и скорость истечения пороховых газов из ствола у первого орудия повыше будет. Тем не менее, отдача от ствольной группы ЗИС-3 без дульного тормоза ожидается как минимум не меньше, чем таковая у ЗИС-2. За точным расчётом – это уже снова в аспирантуру «Военмеха», нас же устроит даже такая приблизительная оценка.

Но главная засада тут будет в другом: что, например, означает при прочих равных увеличение угла возвышения ствола с 27 градусов у ЗИС-2 до 37 градусов, как у ЗИС-3, даже при том же 57-мм стволе? Школьная тригонометрия в помощь: синус 27 градусов равен 0,454, а синус 37 градусов – 0,602. Поделим второй синус на первый, получим 1,326. То есть таким, казалось бы, немудрёным действием, мы разом увеличиваем динамические вертикальные нагрузки на лафет при выстреле на 32,6%, почти на треть! ЗИС-2, как и PAK.40, тоже «чистая» ПТП, её лафет на динамические нагрузки при больших углах возвышения изначально не рассчитывался. Пытаться установить на его «платформу» заведомо более «отдачистую» по вертикальной проекции вращающуюся часть – верный путь к его поломке. Так что навинчивание на 76-мм ствол ЗИС-3 дульного тормоза эффективностью как раз около 30% выглядит абсолютно логичным шагом, чтобы обеспечить безотказную работу всего лафета. Василий Гаврилович тут сработал блестяще, как и его подчинённые…

Причём эти тонкости мэтр опробовал на собственном богатом практическом опыте «комбинаторики» разных ствольных групп и лафетов, пусть далеко не всегда удачном. Но когда армии потребовалось сделать в этом ключе то, в чём она реально нуждалась, да ещё и в расчёте на низкоквалифицированного пользователя и изготовителя, так эта задача на основе полученных знаний была выполнена быстро и как надо!

Удачная полевая пушка на «платформе» лафета противотанковой

Гитлеровским же конструкторам при создании le.FH.18/40 пришлось довольствоваться принципом «и так сойдёт».
По мимо того, что Иран получит в марте истребители Су-35 и еще кое-какие другие "ништяки", индусы в марте должны получить первый "транш" из 5000 автоматов Калашникова АК-203 "от разработчика":

Через примерно 1,5 года должна начаться поставка АК-203 уже индийского производства. Чего только индусы не перепробовали: покупали зарубежные автоматы, типа еврейского "Тавора", пытались "конструировать" сами - типа, "возьмем все лучшее от всех!" - наивные... В конце концов военные сказали: хватит нам камасутрить мозги - дайте нормальный оригинальный "Калаш"! И еще добавили на непереводимом местном диалекте, чтобы убедиться, что их поняли.
Текст Анатолия Сорокина



На телеграм-канале «Китайский свяZной» промелькнула заметка, что некая подданная Карла Третьего ратует в видном таблоиде за отказ от обязательного преподавания математики в школах пока ещё Соединённого Королевства (см. https://t.me/prchand/2709). Это всё насильственно недемократическое от Пекина (и Москвы), айфон всё сам сделает. Ну что, п’авильной до’огой идёте, това’ищи! А мы продолжим и математику, и гуманитарные, и естественные науки изучать. Они же пусть и далее играют в свой декаданс: когда-то «Вояджер-2» спроектировали и запустили не профиту ради, а токмо для приращения знаний о нашем мире, а теперь сколько будет два плюс три у айфона спрашивать будут… И добрым словом помянем тех, кто обеспечил успех полёта того самого «Вояджера-2», ибо даже многими первичными знаниями о планете Нептун мы обязаны именно той команде – научные достижения не имеют границ. Так что прогуляемся по окрестностям небесного Царя морского.

Нептун, восьмая и самая удалённая от Солнца «полноценная» планета Солнечной системы (Плутон в 2006 году переклассифицировали в карликовые планеты после уточнения его размера, оказавшегося меньше ожидаемого и открытия ещё нескольких подобных ему небесных тел), относится к планетам-гигантам. Среди остальных она третья по массе (17 земных) и четвёртая по размеру, если считать в порядке убывания от «лидера» по этим категориям, Юпитера.


Своё название планета получила от бога морей древнеримских верований – Нептуна. Поскольку планета было открыта 23 сентября 1846 года в телескоп, то древним астрологам и алхимикам она была неизвестна, чтобы приписать ей соответствие какому-нибудь металлу. Однако, именно по созданной ими традиции, в 1940 году в её честь назвали первый созданный человеком радиоактивный химический элемент №93 тяжелее естественного предела существования во Вселенной (уран, №92) – нептуний, который на Земле если и когда-то был, то давным-давно распался.


Интересно, что Нептун был открыт по результам вычислений, сделанных практически одновременно французом Урбаном Леверье (слева) и британцем Джоном Адамсом (справа). Оба они исходили от факта, что Уран наблюдался немного не там, где предсказывали вычисления по теории тяготения Ньютона. Учёные предположили, что существует неизвестная планета, чьё притяжение влияет на движение Урана и отклоняет его от рассчитанной траектории. По этим отклонениям они без компьютеров и с приемлемой точностью определили положение и массу «возмутителя» орбиты Урана. Леверье оказался чуть более успешен: именно по его письму немецкий астроном Йохан Галле обнаружил Нептун, тогда как Адамса, закончившего работу чуть раньше, подвели наблюдатели, которым он послал свои выводы. Но триумф науки был колоссален – вот так, из каких-то угловых минут и секунд расхождений теории Ньютона и результатов наблюдений Урана «на кончике пера» новую планету обнаружить!


Так как Нептун находится далеко от Солнца (в 30 раз дальше Земли), то невооружённым глазом он не виден, несмотря на свой большой размер (радиус почти в 4 раза больше земного). Вокруг Солнца Нептун делает один оборот почти за 165 земных лет, а солнечный день на нём куда короче земного – 16 часов и 6,5 минут.


Внутреннее строение Нептуна типично для планет-гигантов (хотя с несколько большей долей «замёрзших” веществ, чем газообразных, отчего планету считают «ледяным» гигантом, в отличие от «газового» Юпитера): атмосфера, плавно переходящая в жидкую мантию и в самом центре каменисто-металлическое ядро. Львиную долю вещества Нептуна составляют водород (около 80%) и гелий (до 19%), но в заметных количествах присутствуют метан (ответственный за синюю окраску атмосферы планеты), аммиак и вода, причём на некоторой глубине два последних вещества могут быть даже в жидком виде! Вместе с наличием там теплоты, разнообразных излучений и простейшего углеводорода метана появляются условия для синтеза там сложных органических молекул – прекурсоров жизни, хотя наличие даже простейших её форм на Нептуне практически исключено. Но шанс на это определённо выше, чем на Марсе.


Ось Нептуна наклонена к плоскости орбиты на 28,3 градуса, что несколько больше, чем у Земли. Это значит, что на планете есть смена времён года и погодные явления в атмосфере. Последние обуславливаются не столько разницей нагрева разных мест Солнцем, а исходящим из недр теплом, природа которого пока точно не выяснена (собственное сжатие плюс радиоактивные процессы и может быть что-то ещё). В отличие от спокойной атмосферы Урана вихри и штормы на Нептуне (большое Тёмное пятно на снимке) по своему относительному и абсолютному размаху превосходят таковые даже на Юпитере!


Большое Тёмное пятно крупным планом – крупный вихрь в атмосфере Нептуна. Температура на его поверхности ниже минус 200 градусов Цельсия, зато куда выше в глубине, что и собственно говоря его и порождает.


Есть в атмосфере Нептуна и облака, видимо из капелек и/или льдинок аммиака и воды. А вот впечатляющих полярных сияний на Нептуне нет. Мощное магнитное поле есть (присутствует как проводящая ток жидкость в мантии, так и быстрое вращение), но Солнце далеко и в отличие от Земли или Юпитера поток заряженных частиц от него слаб.


Нептун имеет слабую систему колец, обнаруженную по затмению планетой далёкой звезды в конце 1970-х гг. Существование колец подтвердил «Вояджер-2», а недавно запущенный в космос телескоп «Джеймс Уэбб» в тепловых (инфракрасных) лучах сфотографировал кольца Нептуна напрямую. Вот тут доверять последнему можно, ибо имеются несколько независимых групп исследователей на разных инструментах (космических и наземных), результаты которых неплохо согласуются друг с другом. Нептун всё же не далёкие галактики и доступен куда большему арсеналу наблюдательных средств астрономии.


Нептун посещал только американский космический аппарат «Вояджер-2» в 1988 году (на фото его испытания перед запуском), другая миссия (китайская) планируется не ранее 2038 года. Большинству детальной информации о планете мы обязаны именно этой автоматической межпланетной станции, ныне ушедшей за пределы Солнечной системы и всё ещё передающей информацию о свойствах уже межзвёздной среды. Камеры и многие приборы навсегда отключены, чтобы сберечь оставшийся ресурс по электропитанию на радиопередатчик и пару оставшихся в работе детекторов частиц.


Перед расставанием с нашей космической родиной «Вояджер-2» специально направили рядом с крупнейшим естественным спутником Нептуна, Тритоном (на фото). Прощание с Солнечной системой у фотокамер станции вышло эффектным: они передали изображение далёкого и удивительного мира. Всего же у планеты 14 спутников, однако только Тритон крупный (сравним по размеру с Луной). Его орбита нестандартна и неустойчива, спустя сотни миллионов лет Тритон приблизится к Нептуну и будет разорван на куски разницей действия сил тяготения на его различные части. В результате Нептун обзаведётся яркими кольцами, более эффектными, чем у Сатурна. Поэтому учёные предполагают, что Тритон не образовался вместе с Нептуном, а был захвачен гравитационным полем последнего во время случайного сближения этих небесных тел.


А поскольку новый полёт к Нептуну будет очень как нескоро, астрономы с помощью мощных наземных телескопов и алгоритмов коррекции изображения по рассеянию в атмосфере эталонного лазерного луча получают фото планеты не хуже, чем с космических телескопов. Нептун выглядит завораживающей аквамариновой (как название обязывает) капелькой во Вселенной.

Закупка Испанией танков «Леопард» 2A4 стала качественным усилением ее сухопутных войск, что привело к выводу из эксплуатации танков предыдущего поколения – французских AMX-30 и американских M48/60.

1. Х., не могли бы вы вкратце рассказать о своей армейской карьере?

Я прослужил 13 лет, начав службу в мотопехоте в одной из трех наших танковых бригад. Сначала я служил в разведке на бронетранспортерах М113. Потом пересел на Лео-2А4, а далее перешел на службу в техническое подразделение – в основном на обслуживание гаубиц М109А5.

2. Какие по вашему мнению сильные и слабые стороны Лео-2А4?

Лео-2А4 был отличным боевым танком, превосходно сочетающим в себе три определяющих характеристики: огневую мощь, мобильность и защиту. 120-миллиметровая гладкоствольная пушка с почти непревзойденной бронепробиваемостью, двигатель мощностью 1500 л. с. для перемещения «всего» 55 тонн и броня типа "Чобхэм", которая обеспечивала вполне приемлемую выживаемость на полях сражений в 80-х и 90-х годов.

Если бы мне нужно было указать на какие-либо слабые места, я бы, назвал отсутствие многих электронных устройств, которые сейчас используются на современной боевой техники, в первую очередь, таких как боевая информационная система или встроенная спутниковая система навигации.

3. Когда вы тренировались, на какое максимальное расстояние вы стреляли? Как стреляли в движении? Какова были условия стрельбы?

Большая часть нашей подготовки на танк проходила на тренажерах. В них использовалась учебная программа для наводчиков, которая начиналась с упражнений против простых неподвижных и движущихся целей на разных дистанциях и в любых условиях видимости и погоды. По мере успешного выполнения этих упражнений, их сложность возрастала. Моделировались условия боя на уровне взвода и роты с другими наводчиками и командирами танков, выполнявшими одно и то же упражнение против различных целей и в разных условиях, которые выбирались случайным образом, а также с различными вводными, такие как потери личного состава, поломки и т. д.

Эти тренажеры позволяли нам очень эффективно обучать экипажи, сводя к минимуму расход моторесурса и обслуживание техники, которые были довольно дорогостоящими.

Упражнения с боевой стрельбой в основном проводились на полигоне «Сан-Григорио» в Сарагосе, где дальность стрельбы составляла от 800 до 1200 м по неподвижным и движущимся целям. Обычно с использованием учебных версий боеприпасов DM33 и DM12. Эти упражнения служили для того, чтобы можно было стрелять как по неподвижным, так и по движущимся целям наводчикам и командирам танков, а также поддерживать их боевые навыки, хотя, как я уже сказал, основную тяжесть огневой подготовки несли тренажеры.

Примечательно, что стрельба на пересеченной местности в движении со стабилизацией пушки или с места никак ни как не влияли на точность стрельбы. При стрельбе снарядом DM33 требуется ввод больше параметров и проводить больше расчетов, чем при пуске ракеты с истребителя, поскольку мы должны были быть в состоянии поражать цель ночью, в дождь, в движении по неподвижной и подвижной цели.

Что касается скорострельности из орудия, то она в основном зависела от подготовки экипажей. У каждого батальона были свои особые требования к внутренней слаженности экипажа для определения цели и открытия огня, но в рамках общих правил боевой подготовки, - хороший заряжающий мог бы обеспечить 5 или 6 выстрелов в минуту практически при любых обстоятельствах.

4. А как насчет ночью?

С электроннооптическим прицелом, котором был оснащен А4, вести огонь днем или ночью - не имело никакого значения, более того, в моем подразделении наблюдение и поиск целей велся в основном по ночному каналу и днем. Способности обнаружения цели, которые давала нам тепловизионная камера как в широком поле поиска, так и в узком поле прицеливания, превосходила любой тип оптического прицела.

5. Какова была типичная боевая загрузка снарядов?

Это зависело от поставленной задачи и типа цели, с которая нам намечалось бороться, но обычно боезапас состоял из 70% бронебойных подкалиберных снарядов ДМ33 и 30% кумулятивных ДМ12.

6. Была ли большая разница в точности стрельбы различными типами боеприпасов (кумулятивный/подкалиберный)?

Очевидно, бронебойный снаряд DM33, а затем и сменивший его DM43, обеспечивали высочайшую точность стрельбы. Мы говорим о бронебойных боеприпасах с оперением и двумя вольфрамовыми сердечниками с начальной скоростью 1990 м/с - это были высокоточные боеприпасы. Следует иметь ввиду, что сочетание электроннооптической системы наведения, баллистических вычислителей, которые рассчитывали огневое решение, и самой пушки позволяло целиться и попадать в цель – в погон башни другого танка на расстоянии 2 км! Это было уязвимое место, в которое всегда стремились целиться. А DM12, который, по сути, был фугасным, имел значительно меньшую начальную скорость, траектория стрельбы была значительно более крутая, и такая точность стрельбы от него не требовалась.

7. Какое максимальное расстояние вы преодолели за день? Были ли какие-то проблемы с обслуживанием танка?

Во время тренировок на «Сан-Грегорио», где у нас было достаточно места для маневров на уровне батальона, на Лео-2А4 легко преодолевали около 50 км в день. Проводились марши на уровне отделений, с ночными переходами, иногда без помощи наводчика (наводчик со своей широкоугольной тепловизионной камерой был неоценим при наблюдении местности впереди ночью). В то время как в других случаях, даже на уровне батальона или бригады, расстояния проходили меньше из-за особенностей упражнений.

8. Как бы вы охарактеризовали техническое состояние и надежность Leo? Хорошо ли было обслуживание?

Следует иметь ввиду, что в механизированной/бронетанковой бригаде боевой танк является ее основой, и при покупки Лео-2А4 был заключен договор на поставку большого количестве запчастей и комплектующих. Танк за каждый час моторесурса и за каждый пройденный километр расплачивается серьезной нагрузкой на свои компоненты и узлы. Кроме того, у нас были одни из лучших подразделений технического обслуживания Лео-2А4 на высоком европейском уровне, пользующиеся признанным авторитетом на различных международных учениях.

Все это обеспечило нам довольно высокий уровень технической готовности и обслуживания, несмотря на то, что в то время, когда я на них служил, средний возраст танка составлял уже около 20 лет. Немцы спроектировали танк так, чтобы можно было сражаться в любых условиях, выносить нагрузки и держаться как можно дольше без обслуживающих подразделений. Это было заметно по любой механической, гидравлической или электронной системе, имевшейся в танке.

9. Дизельные двигатели могут вызывать проблемы при запуске при низких температурах Были ли у вас какие-либо проблемы такого рода?

В Испании практически нет экстремальных погодных условий, хотя несколько раз мы проводили учения во время снегопада и морозов. Leo2A4 запускались с первой попытки в дыму от несгоревшего холодного масла!

10. Некоторые страны привозили свои «Леопарды-2» в Испанию, чтобы проверить их поведение при высоких температурах. Каков был ваш опыт?

У Лео-2А4, в отличие от их более поздних моделей, не было кондиционера для боевого отделения. Единственное, что можно было сделать, это открыть люки и так проветривать. Иногда, в противопожарном комбинезоне по шею, это не помогало в достаточной мере, но это было единственное, что можно было сделать...

Еще больше проблем у нас было на жаре техникой: гидравлические силовые агрегаты, приводящие во вращение башню, были очень чувствительны к повышенной температуре и могли давать отказы и течь. Иногда нам приходилось отключать оборудование в башне и открывать люки, чтобы по возможности охладить танк. Я бы сказал, что это было больше связано с возрастом систем, чем с комплектацией танка.

11. На что похоже типичное учение в составе бригады? Помните, были ли проблемы у других транспортных средств при взаимодействии с Лео-2А4?

Такого рода учения, в которых было задействовано огромное количество средств и личного состава, проводились для отработки координации действий различных сил и средств боевых частей и тыла, а также приобретался опыт в области радиосвязи. Учения обычно не основывались, вопреки сложившемуся мнению, на достижении максимальной скорости передвижения войск. Очевидно, Лео-2А4 было основной ударной силой бригады, а за ними следовала поддержка на БТР М113 с пехотой и различными подразделениями обеспечения. Но в случае развертывания в боевой порядок мы учитываем, что в хорошем состоянии Лео-2А4 мог развивать скорость около 70-80 км/ч, в то время как, например, M113 не могли развивать скорости более 50 км/ч.

12. Была ли у вас возможность осмотреть/протестировать другие танки НАТО/Восточной Европы? Были ли какие-нибудь машины соседей/соперников, которые привлекли ваше внимание?

К сожалению, я не смог ознакомиться с другими образцами зарубежной техники, хотя у меня были в подразделении экипажи, служившие в различных миротворческих миссиях за рубежом. Я был бы рад сесть в, и, не говоря уже о том, чтобы сесть за руль, T-72 или T-80UM. Я также всегда восхищался израильскими «Меркавами», как Mk3, так и Mk 4, я считаю их одними из лучших основных боевых танков, которые существуют на сегодняшний день.

13. В 80-е годы стало появляться все больше вертолетов, оснащенных противотанковыми ракетами. Существовали ли какие-либо приемы для борьбы с ними?

Мы с своим спаренным и турельным пулеметами MG3 мало что могли сделать против специализированного противотанкового вертолета, кроме как показать им, что, если они подойдут достаточно близко, мы их немного укусим. Была надежда на собственный «зонтик армейской ПВО», который сопровождал нас («Roland» и тому подобное), и на то, что наши коллеги из НАТО достигнут превосходства в воздухе над театром военных действий. Если запуск ракеты ПТУР можно было обнаружить, инструкция советовала нам двигаться быстро и произвольно менять направления, чтобы сбить с толку системы наведения ракет или, если они управляются по проводу, чтобы он зацепился за какое-либо препятствие на местности, оставляя саму ракету неуправляемой.

14. За время службы вам удалось познакомиться с Лео-2А5. Каковы были ваши впечатления?


Это очень хорошая машина с некоторыми электронными и цифровыми системами, которых не хватало в Лео-2А4. ВСУ, которую они поставили на танк, была отличным решением для обеспечения работы его систем без использования основного двигателя. Имейте ввиду, А5 были почти на 9 тонн тяжелее A4 при той же мощности двигателя. При определенных обстоятельствах была заметна более высокая динамика А4, как при разгоне, так и на максимальной скорости, по сравнению с A5.

15. Как вы относитесь к автоматам заряжания, используемым в танках на Востоке и в Азии? А турбины?

Тема необходимости автомата заряжания является почти философской в танковых войсках почти любой страны. Некоторые скажут вам, что они упрощают боевую работу, с меньше частотой стрельбы, по крайней мере, начальный момент боя, но с большей скорострельностью с течением времени. Любой, кто управляет и обслуживает танк со всем, с чем это связано, скажет, что 4 члена экипажа справляются с этой задачей лучше, чем 3, как при выполнении задач по техническому обслуживанию самой машины в бою, так и при выходе из строя члена экипажа танка. Если автомат заряжания выходит из строя, этот танк автоматически становится мишенью. Если, с другой стороны, ваш заряжающий выйдет из строя, вы всегда можете заменить его наводчиком. И еще я повторяю, что на сегодняшний день заряжающий в бою более эффективен, чем автомат. И это преимущество неоценимо на поле боя. Это мое мнение.

16. Что вы думаете об использовании Турцией своих «Леопардов» в Сирии?


Очевидно, Турции придется полностью пересмотреть вопрос об использовании бронетанковых сил в подобной боевой обстановке, когда нет превосходства собственной пехоты, которая могли бы прикрыть свои танки. Мы всегда усердно работали над взаимодействием между танками и спешенной пехотой, так что в городской или аналогичной среде всегда у нас существует взаимная поддержка. Одиночные танки в населенных пунктах становятся жертвой мин и ПТРК, летящими практически с любого направления, - это самый абсурдный способ потерять и танки и личный состав.

17. В 2015 году Россия представила «Армату», которая имеет 3 члена экипажа в корпусе и вооружение в выносном модуле. Что вы думаете об этой компоновке?

Это очень интересная компоновка, и я думаю, что она станет будущей тенденцией для различных видов бронетанковой техники, пока мы не перейдем к бронированным беспилотникам. Это оптимальный способ максимально обеспечить выживание экипажа в бою. Хотя как любитель «классических» танков, мне, очевидно, больше нравилась линия развития, которая могла бы привести к чему-то типа Т-95 («Черный орел»)...


Текст Анатолия Сорокина



«Дерьмо случается», причём иногда даже не в реальности, а только в виртуальном пространстве. Некоторые любят проводить параллели с Великой Отечественной войной. И что можно сказать за самозваных публичных «радетелей Отечества», которые вдохновение черпали бы из «Фёлькишер беобахтер», газет франкистской «нейтральной, а потому объективной» Испании и откровений немецкого экспата, сидящего там же из-за личных тёрок с кем-то из нацистской мрази в рейхе, которая тоже ведь далеко не всегда врала на публике? Как минимум то, что со служащими НКВД таким «патриотам» точно бы пришлось встретиться, ну а далее у кого какая фантазия по поводу.

Последние дни в этом плане окончательно уже показали, who is who и где в «телеге» растёт укроп, хоть по внешнему виду на известнейших и раскрученных за неизвестно чьи деньги каналах одни матрёшки, медведи и балалайки. Да, приходится признать, что поначалу многие, включая автора, повелись на этот антураж, но время и события расставили всё по своим местам. Трансляцию нарратива врага, прикрываемую якобы радением за Россию, никакими матрёшками и маскировкой позитивом не скрыть.

И нам есть с кого в информвойне брать пример: Константин Симонов. Позитив он транслировал на всю страну, негатив обращал на врага, по реальным фактам раздолбайства в собственном лагере без огласки докладывал «куда надо», благо в должностные обязанности армейского политработника, кем он и являлся, это как раз и входило. И только когда поступало разрешение свыше на публикацию примера того, как нельзя что-либо делать на войне, Симонов задействовал свой талант публициста для обличения пороков. С аттестацией по этому предмету, под своим именем и без самодеятельности (ещё три черты нынешних «ЛОМов», годные для проверки их на неосознанную или намеренную работу на врага).
...да что-то идет не так

Необучаемые...





Из телеги: За "Ланцет":

Позывной «Кацман»

Да шо вы говорите, Освидомитель? Шо, правда, 3 кг фугасно-кумулятивная БЧ не наносит ущерба в крышу противопульно бронированной САУ? Не желаете пережить сами такое попадание за такой бронькой? Обычно, правда, для имитации людей у нас используют 🐖, но, мы таки думаем, вы подошли бы...

Так, для понимания - в 120мм мине тоже где-то кило 3 с чем-то ВВ, а в 3ВОФ79 и 3ВОФ5 таки вовсе 1.4 и 1.6кг, причем, не православного А-IX-2, и даже не тротила посконного, а чаще всего аммотол или тротил 50 на 50 с динитронафталином. Ну так вот - такая мина, попав в крышу свиного Т-64БВ, в самое тонкое, у советских танков, в крыше место, 45мм броню между проемами люков, погнула крышу, срезала взрывом оголовки прицелов и они упали в башню. Башню списали. Экипажа внутри не было, правда.

Вы все еще думаете, шо 3кг БЧ в крышу толщиной миллиметров 8-9 - это ничего? Даже без кумулятивной струи? Да еще и крышки люков открыты, ударная волна затекла, так шо если херои внутри были - мало не показалось.

А то, шо не было пожара и взрыва, и с виду, вроде, цело, только дымится - так неизвестно, шо там дальше было. Да и вообще... "стоит монгольский батыр после удара палицы русской молодецкой, не шелохнется, как каменный - только одни уши из земли торчат"(с)один анекдот, как мужик компанию монголов в кабаке на выпивку разводил


Немного слов от себя:

Для понимания - пример поражения "Ланцетом" гаубицы бандерлогов.

"Три топора" с тягачом застукали в момент разворачивания на позиции:


"Ланцет" зашел точно на гаубицу. Сзади, зашел - по утверждению разработчиков "Ланцет" может атаковать со "сложного маневра" - уклоняясь от ответного огня и поражая в уязвимую часть, поэтому на видео часто видны "пируэты":


Вид на прилет сверху: хороший заход по оси "гаубица-тягач"


"Ланцет" попадает в гаубицу, но обратите внимание, насколько бьет кумулятивная струя - пробивает и гаубицу и тягач!


В результате на тягаче взрываются снаряды и заряды:


Кто делал БЧ "Ланцета" - большая уважуха!
Само видео, если кто не видел:


Кстати, это не единственное видео, где "одним махом двоих побивахом"
И свежачок от "зорга" - прилет "ланцетов" сразу двум "Крабам":


Напомню, чисто профилактически, что кума дает "зажигательный" эффект только при прямом попадании в боезапас или топливный бак. Кстати, именно по этому тот же "св. Джавелин" при прямом попадании в наш танк его уничтожает только в каждом 10-м случае (в открытой печати советую почитать по применению ПТАБ-2,5 в время ВОВ).

PS. Да, то что "Кацман" завел разговор про подопытных свинок - не стоит обижаться, там специальная "опытная" порода, пиндосы ее тоже используют. Просто у свинок строение и особенности внутренних органов наиболее близкие к Homo sapiens (характер питания обязывает). Кстати, рецепт от "нашего доктора" - чтобы не возится после испытаний с уборкой всякого "биоматериала", пиндосы у свинок ампутируют печень и селезенку. Операция дорогая - полостная, обезболивание, лечение с антибиотиками. А наши как в старом анекдоте: "Эх, молодежь - все бы резать! Я вам такие таблеточки дам - само отвалится!" Наши просто дают свиньям ежедневно по 100 гр водки, так что через два года у них печень и селезенка сами "отваливаются". "Любителям" на заметку :-)
Текст Анатолия Сорокина


Для начала вернёмся к «петровской» «сладкой» парочке, а именно к 122-мм гаубице обр. 1938 г. (М-30) и 152-мм гаубице обр. 1943 г. (Д-1).


Напомним некоторые характеристики этих орудий, которые используют общие узлы и агрегаты своих лафетов: нижний станок, станины со всей их обвязкой, боевую ось с подрессориванием. Вращающиеся части, представляющие собой комбинацию других узлов и агрегатов лафета со ствольной группой, у них имеют одинаковое схемно-компоновочное решение, но по всем размерам отличаются друг от друга и не являются взаимозаменяемыми по большинству своих компонент. Исключение составляют лишь прицелы (но с разной нарезкой дистанционных шкал для каждой из систем), мелкие детали вроде винтов, гаек, шплинтов, некоторых пружин, и, возможно (вопрос исследуется), некоторые сборки в механизмах наводки ствола и в ударно-спусковом механизме затвора. С колёсами посложнее будет. У обеих систем они разные, но доводилось видеть М-30 на колёсах от Д-1, тут односторонняя заменяемость всё же имеется, да и прототипы Д-1 стреляли со штатных колёс М-30. В жутко экстренной ситуации поставить последние на 152-мм гаубицу Д-1 можно, орудие сохранит и боеспособность, и транспортабельность, но ценой ухудшенной проходимости и резко возросшего расхода ресурса шин.

Таким образом, общие узлы и колёса массой М1 около 1100 кг у М-30 и около 1300 кг у Д-1 «держат» на себе вращающуюся часть массой M2 1350 кг у первой и 2300 кг у второй. Соответственно отношение М2/М1 будет 1,23 для М-30 и 1,77 для Д-1. Ради чистоты мысленного эксперимента «нахлобучим» на общие части их лафетов колёса от Д-1, для вращающейся части М-30 такая операция на боеспособность и проходимость отрицательно не повлияет, а отношение М2/М1 уменьшится до 1,05. Таким образом, путём модификации лафета исходной 122-мм гаубицы обр. 1938 г. в 1943 году создали единую «платформу» (просто подходящего строгого термина под такую комбинацию узлов и агрегатов не найти), которая может принимать на себя вращающуюся часть почти на 70% тяжелее штатной и в 1,8 раза более «энергетичной». Колёса от Д-1 как раз и нужны для достижения полного единобразия этой самой «платформы».

В тему здесь будет и 122-мм пушка Д-2, когда на такой «платформе», с колёсами от Д-1, была установлена третья вращающаяся часть с длинноствольной 122-мм ствольной группой.

Причём с переносом маховика вертикальной наводки на левую сторону ствола под одного наводчика и соответствующей заменой независимого от орудия прицела на зависимый, иной по принципу действия и техническому устройству. Кроме того, у ствольной группы пушки Д-2 совершенно другой тип затвора: не поршневой, как у М-30 или Д-1, а клиновый, причём с несвойственным для творений Ф. Ф. Петрова горизонтальным движением клина (обычно мэтр для своих полевых орудий предпочитал вертикальную его разновидность). В итоге по своим схемно-компоновочным решениям вращающаяся часть пушки Д-2 уже не имела такого очень сильного сходства с вращающимися частями гаубиц М-30 и Д-1, хотя, безусловно, оставалсь им «родственной», а по некоторым деталям и узлам даже совместимой с таковой у Д-1. Но по своей энергетике и массе вращающаяся часть Д-2 вообще превзошла всё и вся, установленное на упомянутую выше «платформу». Орудие успешно прошло испытания, но в серию не поступило, ибо военные предпочли более лёгкую 100-мм пушку БС-3 с унитарным заряжанием, более подходящую для роли мощного противотанкового средства. Но это никоим образом не отменяет того факта, что Ф. Ф. Петров и его сотрудники с Мотовилихи и «девятки» создали в своё время конструкцию на славу.

Приблизительно в тоже время, в 1943–44 гг. по ту сторону линии фронта приблизительно в том же ключе трудились германские конструкторы. Были в третьем рейхе отличная 75-мм противотанковая пушка PAK.40 (о ней стоит поговорить подробнее, но как нибудь в другой раз) и посредственная 105-мм лёгкая полевая гаубица le.FH.18. Посредственная из-за того, что её расчёты жаловались на недостаточную по меркам начала 1940-х гг. дальнобойность и низкую мобильность из-за большой походной массы для своего калибра. Имелись ещё жалобы на использование всяких едучих и неморозоустойчивых жидкостей в противооткатных устройствах и на прочие неудобства в боевой эксплуатации и обслуживании системы. Германская промышленность уж и модернизировала это орудие, потом вермахт даже объявил конкурс на новую 105-мм лёгкую полевую гаубицу для замены уже усовершенствованной le.FH.18М (что там насчёт коней на переправе?) Примечательно то, что наша М-30, британская 25-фунтовка и американская М2А1, она же М101, оттрубили всю Вторую мировую с первого и до последнего дня (по периоду участия в ней соответствующих государств), заслужили любовь служивших на них солдат и ещё долгое время состояли на вооружении своих стран в послевоенную эпоху, с их заменой даже с учётом опыта прошедших сражений не спешили. Чего не сказать о нацистской Германии.

И в таких условиях додумался сумрачный тевтонский гений качающуюся часть с щитовым прикрытием от le.FH.18M на новом верхнем станке с соответствующей обвязкой поставить на «платформу» от PAK.40, убрав с неё штатную вращающуюся часть с 75-мм стволом. Сделали, тысячами выпускали и опять остались недовольны – «платформа» от противотанковой пушки хлипковатой для статических и динамических нагрузок оказалась. Однозначным плюсом стала наводка одним номером расчёта, а раз так, то и независимый от орудия прицел вроде бы как не нужен, но в нашем руководстве службы для упомянутой системы про это молчок. Если же старый прицел оставили, то ситуацию вообще можно охарактеризовать как отстойную для единственного наводчика, но противника за дурака держать – самому в дураках оказаться, тем более что на PAK.40 опциональный вспомогательный панорамный прицел для непрямой наводки был зависимым от орудия. В целом le.FH.18/40 как экстренная мера военного времени, конечно, сойдёт, но не более того. Причем, даже после её запуска в крупную серию предыдущая модель лёгкой полевой гаубицы le.FH.18M продолжала оставаться в производстве: видимо, то ли освоить производство её штатного лафета где-то не смогли, то ли ввиду большой нужды в противотанковых пушках наклепали под их стволы лафеты, а самих стволов не дождались. Да и неважно это по большому счёту.

Поставили на общую «платформу» (нижний станок, станины, подрессоривание и боевой ход с колёсами) на те же 70% более тяжёлую вращающуюся часть, но лишь с чуть лучшей энергетикой и получили значительные проблемы на почве прочности лафета в эксплуатации. А выигрыш по боевой массе относительно штатного лафета le.FH.18M составил аж целых 30 килограмм! Фёдор Фёдорович, помнится, сумел 152-мм баллистику (ещё раз, не вращающуюся часть и даже не ствол) от гаубицы обр. 1938 г. (М-10) перенести на другой лафет с выигрышем в боевой массе в 550 кг. Про баллистику 122-мм пушки обр. 1931 г. (А-19) так и вообще говорить нечего.

В общем, в данном случае «комбинаторами» хвалёные немецкие конструкторы оказались так себе. Совсем неудачной системой le.FH.18/40 назвать нельзя, но и на крепкого середняка она тоже не тянет. Что-то вроде между «три» и «три с минусом» на школьном языке.

Технический коммент:

"Котел" закрыт к северу от соляной шахты №4, идет зачистка города
Красивые фото подбитых БМП М-80А - бывших югославских, сплавленных в обмен на "Мардеры" словенцами:

Ихгде-то в Артёмовске - видать, те самые "словенские танки" - бандерлогам все равно, что поп, что попадья...
Тут забавен сам характер поражения легкой бронированной техники кумой:

При попадании в легкую броню кума делает пролом:

через который "затекает ударная волна", все "плюща" внутри:

обратите внимание - кума попала МТО и вырвала все люки... Если бы попала бы в боевое или десантное, то всем бы - хорёк. Правда, еще не факт, что выжили - ибо еще дырка:

Хотя, кажись, это "выходное отверстие"...

И еще один М-80 - там же; боролся с кирпичной стенкой... стенка победила:

Номер через десяток - соседняя рота?

Не тот уже укроп пошел... Тупее... Помните, в начале ввода войск на Донбасс - там всю технику обвешивали всеми решетками, какие только находили, - хоть от кроватей, хоть ограды с кладбища. А теперь - бронетехника нахаляву - чего думать? сажай туда свежее мясо и - аля-улю на лучшие в мире противотанковые комплексы. А потом от туда "киборхов" лопатой выгребать... Да еще порой нашим... Бр-р-р-р...